Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dckvnvkkfj210808.html?print

Мы не считаем пиво алкоголем!

Газета.ru, 21 августа 2008. Опубликовано 12:12 21 августа 2008 года
Россияне за прошедшие полгода стали больше пить, прежде всего пива и вина.

Эксперты считают, что на это повлияло не только изменение вкусов выпивох, но и нелегальный алкогольный рынок, который продолжает расти.

Общий объем потребления алкоголя в России в январе—июле 2008 года вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 84,7 млн декалитров (дал) в пересчете на абсолютный (стопроцентный) этиловый спирт, сообщается в отчете Национальной алкогольной ассоциации (НАА). Доля водки и ликероводочных изделий в общем объеме потребления составила 49,6%, пива — 35,9%, виноградного вина — 6,4%, коньяка — 2,8%, винных напитков — 3%, плодовых вин — 0,7% , шампанских и игристых вин —1,7%, передает “Интерфакс”. Таким образом, по данным НАА, по сравнению с 2006 годом объем потребления алкоголя населением увеличился на 4,8%, а по сравнению с 2005 годом — на 5%.

Эксперты алкогольной ассоциации рост потребления алкоголя связывают с ростом продаж пива: его доля в пересчете на абсолютный алкоголь с 2005 года увеличилась до 35,9% с 29,5%.

В то же время доля водки и ликероводочных изделий снизилась с 58,4% до 49,6%.

Рост показало и потребление виноградных вин: их доля выросла с 5,3% до 6,4%, а доля шампанских и игристых вин увеличилась с 1,3% до 1,7%.

Рост показателей по пиву и вину укладывается в тенденцию, о которой эксперты говорят аж с 2005 года. “Доля потребления крепкого алкоголя снижается уже несколько лет и будет продолжать снижаться”, — говорит пресс-секретарь Союза производителей алкоголя (СПАП) Дмитрий Добров. “На динамике потребления сказываются и расширение ассортимента слабоалкогольных напитков, и появление разных сортов пива, и рекламные кампании в поддержку слабоалкогольной продукции”, — констатирует представитель СПАП.

Статистика НАА о потреблении алкоголя включает в себя и легальный, и нелегальный рынок алкогольной продукции, поэтому эти данные в пересчете на абсолютный спирт расходятся с другой статистикой — информацией о производстве легального сырья для алкоголя. Например, по данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в последние годы производство легального сырья снижается.

Объем производства этилового спирта из пищевого сырья (для водки и ликероводочных изделий) за последние полгода упал на 26,6% по сравнению с 2007 годом, по данным ЦИФРРА. “Всего в России в год производится около 280—285 млн дал алкогольной продукции в течение последних пяти лет, — говорит глава ЦИФРРА Вадим Дробиз. — Это только легальный алкогольный рынок. Статистика по потреблению стремится учесть и потребление суррогатного и нелегального алкоголя, поэтому данные могут различаться”.

Эксперты отмечают, что в потреблении именно легально произведенного алкоголя не произошло каких-то кардинальных изменений. Поэтому все колебания, фиксируемые разными аналитиками, по сути, отражают изменения именно на нелегальном рынке алкоголя, который продолжает расти. “Без учета пива объем легального крепкого алкоголя в России последние 5 лет примерно равен объемам рынка слабоалкогольных напитков, пропорции могут колебаться в пределах соотношения 48% к 52%, 49% к 51%”, — говорит эксперт, добавляя, что стабильную долю крепкого алкоголя в потреблении поддерживает и “коктейльно-клубная” культура. С другой стороны,

самый популярный в России алкогольный напиток — пиво — потребитель психологически не воспринимает как алкоголь.

“Но парадокс в том, что из 13,5—14 литров абсолютного спирта, которые приходятся на одного жителя России в год, более 4 литров приходятся на долю пива”, — говорит Дробиз. “В целом же российский рынок легального алкоголя сейчас достаточно стабилен за счет того, что за последние пять лет в России сформировалась стабильная социальная группа потребителей, на которую и приходится потребление легально произведенного алкоголя”, — считает эксперт.

Наталья ИЩЕНКО