Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dcgftrg15012008.html?print

Тимошенко вышла на взлетную

Экономические известия, №5, 15 января 2008. Опубликовано 10:48 15 января 2008 года
Премьер-министр поручила Фонду госимущества, Минтрансу и Минэкономики разработать законопроект о запрете приватизации взлетно-посадочных полос аэропортов.

Об этом Юлия Тимошенко сообщила вчера в ходе визита в Днепропетровск.

По ее словам, отчуждение из госсобственности ВПП аэропортов путем банкротства или залога является недопустимым.

Именно в Днепропетровске речь о собственности аэропортов зашла не случайно. 20 января Верховный суд должен вынести окончательный вердикт в судебной тяжбе между Минтрансом и ФГИ, с одной стороны, и группой “Приват” — с другой. Структура Игоря Коломойского намерена стать хозяином госкомпании ОАО “Авиакомпания “Днеправиа” (в УФ которой входит и имущество аэропорта вместе с ВПП). ФГИ же пытается оставить полосу в собственности государства. Если предлагаемый законопроект все же будет принят, у фонда появятся новые основания для возбуждения дела, даже в случае принятия судом вердикта в пользу бизнесменов.

Эксперты отмечают, что в госсобственности сейчас находятся не более 20% всех аэропортов страны, остальные принадлежат региональным властям или частным инвесторам. Приватизированы аэропорты Херсона (инвестор — концерн “Титан”), Тернополя (принадлежит ДП “СЦ-Стрый” австрийского бизнесмена), в долгосрочной аренде у “Привата” находится аэропорт Ивано-Франковска. Недавно Ровенская обладминистрация приняла решение продать принадлежащий ей аэропорт в текущем году.

По данным начальника департамента аэропортов Госавиаадминистрации Василия Момота, часто решения о продаже аэропортов на уровне местных властей принимаются не в интересах государства: “Если договориться с местными чиновниками, аэропорт можно купить даже под застройку. О развитии транспортной инфраструктуры страны при этом, конечно, никто не думает”. По его словам, причиной этого является юридическая коллизия: существует закон о земле, согласно которому земли аэропортов считаются землями авиатранспорта и управляются государством. Между тем закон о местном самоуправлении позволяет региональным чиновникам на свое усмотрение распоряжаться собственным имуществом.

Впрочем, законопроект может не только помочь избавиться от непрофильных инвесторов, но и отпугнуть тех, кто всерьез готов развивать аэропорты. Напомним, необходимая сумма к 2012 г. только для семи стратегических аэропортов — 876 млн долл. Такие деньги есть у крупных бизнесменов — таких, как Александр Ярославский и Олег Дерипаска (недавно создали строительный холдинг Strabag SE), у собственников авиакомпаний. К примеру, владельцы “Аэросвита” заинтересованы в развитии аэропортов в Борисполе и Донецке. Завершается процесс акционирования аэропорта в Симферополе, принято решение о создании ОАО на базе аэропорта “Киев”, к передаче в концессию готовят аэропорты Одессы и Харькова. “Чтобы не потерять стратегического инвестора, властям нужно разрешить приватизацию терминалов, тогда отсутствие ВПП будет некритичным”, — говорит эксперт по авиации юрист ЮФ “Ильяшев и партнеры” Роман Марченко.

Екатерина ГРЕБЕНИК