Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dcgffvfgfg110708.html?print

Авторынок дал газу

Коммерсант-Украина, №117, 11 июля 2008. Опубликовано 08:40 11 июля 2008 года
После резкого обвала продаж автомобилей в мае в прошлом месяце рынок начал выравниваться.

Согласно опубликованным вчера данным AutoConsulting, в июне продано 51,2 тыс. новых легковых автомобилей — это на 3% больше, чем в мае, а выйти на показатели продаж апреля рынок сможет к сентябрю, говорят участники рынка. Падение продаж эксперты объясняют отложенным спросом, возникшим из-за попыток парламентариев перенести сроки снижения ввозных пошлин. Выиграли в этой ситуации импортеры, рискнувшие снизить цены, несмотря на неопределенность на рынке — Mitsubishi, Skoda и Nissan.

До сих пор украинский рынок автомобилей демонстрировал уверенный рост, и по итогам 2007 года вышел на второе место по темпам в Европе (46,2% по сравнению с 2006 годом). Но в мае этого года произошло самое большое за последние несколько лет падение продаж. В июне рынок начал выравниваться: в Украине продано около 51,2 тыс. новых легковых автомобилей, что на 3% больше, чем в мае, говорится в опубликованных вчера данных информационно-аналитической группы AutoConsulting. Хотя в сравнении с апрелем этого года (61 тыс.) нынешний объем продаж на 16% меньше.

Обвал рынка в мае участники рынка объясняют отложенным спросом. С 16 мая в связи со вступлением Украины в ВТО ввозные пошлины на автомобили снизились с 25% до 10%, что должно было привести к удешевлению автомобилей. Но 3 июня парламентарии приняли закон, которым снижение пошлины было перенесено на 2009 год. А 20 июня президент наложил вето на закон. Впрочем, парламентарии намерены его преодолеть, и 24 июня профильный комитет вернул закон на рассмотрение парламента. Его рассмотрение возможно в сентябре на следующей пленарной сессии.

Потенциальные покупатели автомобилей решили подождать, когда станет понятно, подешевеют ли иномарки. “Если бы на рынке не было такой неопределенности, сейчас в месяц легко продавалось бы и 60 тыс., и 65 тыс. автомобилей”, — уверен Максим Рабинович, директор по стратегическому и корпоративному развитию концерна “Нико” (официальный импортер Mitsubishi). С ним соглашается и генеральный менеджер по продажам ПИИ “Тойота Украина” Роман Кузьмин. Его компания была в числе импортеров, которые решили подождать со снижением цен.

“Теперь импортеры, которые еще не снизили цены, скорее всего сделают это, что приведет к росту продаж”, — считает господин Рабинович. По его мнению, скорее всего депутаты откажутся от идеи вернуть старую пошлину и в сентябре — вводить ее на несколько месяцев смысла нет. К осени рынок вернется к апрельским объемам продаж, и до конца года будет продано около 700 тыс. новых автомобилей (+25% к 2007 году), прогнозируют в “Нико”.

Полтора месяца действия 10-процентной пошлины показали: риск импортеров, решивших снизить цены, оправдался — продажи Citroen, Ford, Mazda, Mitsubishi, Peugeot и Skoda в этот период значительно выросли. Так, в июне Mitsubishi продал порядка 4 тыс. автомобилей, поднявшись в рейтинге продаж с пятого места на третье, подвинув одну из самых популярных марок отечественного производства Chevrolet.

Антон СЕМИЖЕНКО