Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dbezgos271006.html?print

Без государства не обойтись

РБК Daily, 27 октября 200. Опубликовано 11:22 27 октября 2006 года
Железнодорожники требуют от правительства помочь инвестициями.

В ближайшие три года ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) могут столкнуться с серьезными проблемами — компании просто не на что будет закупать новые вагоны и укладывать новые пути. И все из-за того, что дефицит инвестиционных средств РЖД составляет по разным оценкам от 30 до 70 млрд руб. Однако, если государство решит помочь монополии, то проблема еще может быть решена.

Как сообщил вчера на заседании правительства президент РЖД Владимир Якунин, потребность компании в инвестициях в 2007-2009 годах составляет 1,072 трлн руб. По его словам, 625 млрд руб. необходимо на обновление и развитие существующей железнодорожной инфраструктуры и 447 млрд руб. — на обновление парка подвижного состава.

В то же время, по словам главы РЖД, совокупные инвестиционные ресурсы холдинга на ближайшие три года составляют 790,7 млрд руб., или 74% от потребности. “И хотя это в 1,6 раза больше, чем в предшествующие три года, дефицит инвестиционных ресурсов в 2007-2009 годах составит 281,4 млрд руб.”, — отметил Владимир Якунин.

В соответствии с выводами Счетной палаты, РЖД ежегодно недоинвестируют в развитие производственных мощностей около 30 млрд руб. “Однако, учитывая 15-летнее недофинансирование отрасли (с 1991 года в отрасль недоинвестировано более 500 млрд руб. — РБК daily), эта цифра должна составлять не менее 50-70 млрд руб.”, — сказал руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

Если эта тенденция не изменится, то последствия для РЖД будут крайне негативными. “Мы не сможем найти источник для замены выбывающих по сроку службы 60 тыс. грузовых и 430 пассажирских вагонов, 3600 локомотивов и 1900 единиц моторвагонного подвижного состава, — отметил в своем выступлении президент РЖД. — Мы не сможем полностью решить проблему укладки в путь новых рельсов, дефицит которых уже сегодня составляет более 10 тыс. км пути”.

Чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию, РЖД предложили правительству поддержать комплекс решений. Владимир Якунин рекомендовал правительству незамедлительно решить проблему с компенсацией за проезд на железнодорожном транспорте льготников. Главой компании было предложено компенсировать с 2008 года убытки по пригородным перевозкам в объеме до 25 млрд руб. и дерегулировать тарифы в конкурентных сегментах перевозок, что позволит компании заработать до 15 млрд руб. Кроме того, по словам Владимира Якунина, создание в рамках РЖД Грузовой компании позволит привлечь 100-120 млрд руб. за счет размещения части ее акций в ходе IPO.

Аналитики также уверены, что решить проблемы РЖД смогут только при поддержке государства. “Самостоятельно РЖД с дефицитом инвестсредств не справиться, поскольку значительная часть активов — это инфраструктура, которая требует капиталоемких, долгосрочных и долгоокупаемых инвестиций, — говорит Владимир Савчук. — Инвестиции в инфраструктуру сейчас возможны только на региональном уровне с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Поэтому для инвестирования в магистральную инфраструктуру государству необходимо разработать механизм привлечения инвестиций с использованием в качестве одного из источников федеральный бюджет”.

Евгения ГАВРИЛЮК