Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dasjhnmc.html?print

Рейтинг борцов с кризисом

Дело, 27 марта 2009. Опубликовано 08:56 27 марта 2009 года
Украина заняла пятое место среди 15 государств бывшего СССР в рейтинге наиболее эффективных антикризисных программ.

“Дело” составило рейтинг государств постсоветского пространства с наиболее эффективными антикризисными программами.

Украина заняла пятое место среди 15 государств бывшего СССР в рейтинге наиболее эффективных антикризисных программ. Рейтинг был составлен “Делом” на основе данных российского Института посткризисного мира. В ходе исследования было опрошено 134 эксперта из 21 страны мира.

Лидерами в деле борьбы с кризисом признаны Россия и Казахстан. Российское правительство уже потратило на подъем экономики около 300 миллиардов долларов. А  Казахстан выделил около 15 миллиардов долларов для спасения своих предприятий. Еще миллиард Астана бросила на борьбу с безработицей.

Свою антикризисную программу украинское правительство разработало в ноябре прошлого года в контексте соглашения с Международным валютным фондом. В рамках кредитной программы stand by на 16,4 миллиарда долларов Фонд практически продиктовал украинским властям антикризисный пакет мер: создание Стабилизационного фонда, участие государства в капитале проблемных банков, а также мораторий на повышение минимальной заработной платы населения до уровня прожиточного минимума. Однако это единственные меры, которые украинское правительство не без нажима МВФ внедрило в жизнь. “Украина выступила главным антигероем глобального кризиса на постсоветском пространстве”, — констатировала директор Института посткризисного мира Екатерина Шипова. Абсолютное большинство экспертов признало, что фактически антикризисная политика в Украине отсутствует.

Украина без программы

По мнению директора Организации защиты предприятий “Бизнес-Солидарность”, против страны в этом случае сыграла уже ставшая традиционной политическая нестабильность. Сыграла против и курсовая политика государства, в результате которой с сентября 2008 года гривня девальвировала примерно на 60%. “Украина, в отличие от Казахстана, совершенно не цеплялась за свою национальную валюту и отпустила ее сразу, — комментирует вице-президент армянской компании RAN-DEX Вадим Георгиади. —  И это привело к тому, что разрушилась клиентская база банковской системы”. Вдобавок к вышеперечисленному объем долгов государства на сегодняшний момент, при учете ссуды МВФ,  достигает 17,6 миллиарда долларов. Это понизило место Украины в рейтинге эффективности антикризисных мер.

Герои кризиса

Фронтменами борьбы с кризисом были названы Россия и Казахстан. На преодоление кризиса правительства этих стран бросили немалые денежные ресурсы. Так, с начала внедрения антикризисной программы в ноябре 2008 года российское правительство потратило около 9,9 триллиона рублей (около 300 миллиардов долларов) на поддержку экономики — эти средства пошли на поддержку банковской сферы и фонда гарантирования вкладов, — а также в счет внешних долгов предприятий — 319 миллиардов рублей (около 10 миллиардов долларов). Однако, признавая фактическую эффективность такой политики, эксперты в целом со скепсисом относятся к анти-кризисным мерам Кремля. Главный аргумент: поддержание экономики происходит за счет жесткого регулирования со стороны государства. “Субординированное кредитование — это инструмент раздувания ликвидности. Плохие долги необходимо списывать, а не системообразующие банки банкротить”, — считает генеральный директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов.

Максимально эффективным комплексом антикризисных мер на постсоветском пространстве аналитики назвали казахстанский. Более либеральная, по сравнению с российской, политика страны также сопровождалась немалой финансовой поддержкой со стороны государства. На поддержку экономики власти выделили около 15 миллиардов долларов, или 15% ВВП. Кроме того, в помощь населения уже в марте этого года власть Казахстана выделила около 950 миллионов долларов для борьбы с безработицей. “Хочется отметить девальвацию, проведенную правительством Казахстана. Страна учла негативный опыт плавной девальвации в России и провела ее быстро”, — допускает начальник аналитического управления компании “АТОН” Вячеслав Бунько.

Отметим, что в начале марта в оценке кризиса произошел некоторый перелом. “Если раньше эксперты оценивали политику с точки зрения того, как перетерпеть кризис, то сейчас они оценили ее, исходя из того, как пережить его”, — пояснила  Шипова. Так, мнение аналитиков о том, что кризис про-йдет в течение года, сменилось на утверждение, что он затянется на 3-5 лет.

 Эксперты организации изучили экономические программы государств бывшего СССР по борьбе с кризисом. Кроме того, исследователи принимали во внимание публичные заявления властей государств постсоветского пространства о принятии мер по выходу из кризиса. По мнению экспертного сообщества, обязательный комплекс мер по борьбе с кризисом должен включать поддержку финансово-банковского сектора, реального сектора, малого и среднего бизнеса, населения, а также удержание социально-политической стабильности, диверсификацию экономики, госуправление курсом и интеграцию. В процессе исследования эксперты отмечали, какие из вышеперечисленных мер используют постсоветские страны для поддержки экономики. Политика государств, максимально охвативших комплекс мер по борьбе с кризисом, была признана наиболее эффективной. Кроме того, при составлении рейтинга “ДЕЛО”  принимало во внимание объемы внешних кредитов стран. Таким образом, при соблюдении одних и тех же мер государства, имеющие больший объем внешних долгов, получили более низкие позиции в рейтинге.

Ольга ДЖЕЛЕБОВА