Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/damerik220307.html?print

Американская трагедия

Контракты, №12, 19 марта 2007. Опубликовано 15:09 22 марта 2007 года
О необходимости выхода отечественных компаний на IPO, то есть продажи акций на международных фондовых биржах, в Украине не говорит разве что ленивый.

Из аналитических исследований и журналистских статей, посвященных полезности IPO, можно составлять тома. Однако аналитики предпочитают не говорить, что происходит с компаниями после IPO, дабы не отпугивать потенциальных покупателей. Все просто: 6 из 10 компаний, решившихся на продажу акций, через месяц-другой после IPO начинают стремительно терять рыночную стоимость. “Это внутренние проблемы компаний, их легко избежать”, — уверяют инвестаналитики.

Между тем ухудшение финпоказателей и, соответственно, падение рыночной стоимости компаний после IPO — скорее правило, чем исключение, утверждают Любош Пастор, Лусиан Тейлор и Пьетро Веронези из бизнес-школы Университета Чикаго*. Исследователи проанализировали финансовые данные 7183 компаний США, разместивших свои акции на фондовых площадках с 1975 по 2004 год. Зависимой переменной в модели, составленной чикагцами, служит важнейший для инвесторов показатель — отдача на вложенный акционерный капитал (Return Оn Equity, или ROE), проще говоря, доход, который инвестор получает на каждый вложенный в компанию доллар.

Итоги исследования должны показаться удручающими для миноритариев, верящих в рост котировок компаний после IPO. Выяснилось, что через год после выхода на биржу средний ROE компаний снижается на 2,68% за квартал (или на 10,72% за год). А спустя три года после IPO инвесторам, поверившим в перспективность компаний-новичков, впору рвать волосы на голове: средняя доходность акционерного капитала падает на 4,69% за квартал, или более чем в два раза за три года.

Причины? Во-первых, акции, впервые выставляемые на фондовую биржу, как правило, переоценены усилиями инвесткомпаний — организаторов IPO: вознаграждение инвестбанков напрямую зависит от суммы, вырученной собственниками продаваемой компании. Во-вторых, чем больше капитала вложено в компанию, тем меньшую доходность приносят инвестиции. В-третьих (и это главная причина), после выхода на биржу собственники компаний в большинстве своем теряют интерес к бизнесу. Деньги ведь получены (и зачастую потрачены), а падение прибыльности и котировок пусть беспокоит наемных директоров, менеджеров и мелких акционеров.

Пастор, Тейлор и Веронези не уточняют, что происходит с прибыльностью компаний не через три года, а, к примеру, спустя пять лет после выхода на биржу. То ли со временем финпоказатели компаний возвращаются на круги своя, то ли исследователи не захотели еще больше расстраивать инвесторов.

Евгений ДУБОГРЫЗ