Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/damer080507.html?print

Американцы переплавят “Русал”

Газета.ru, 8 мая 2007. Опубликовано 09:44 08 мая 2007 года
“Российский алюминий” может потерять позицию лидера алюминиевой отрасли, едва ее заполучив.

Американская Alcoa хочет купить канадскую Alcan за 33 млрд. долларов. Если сделка состоится, объединенная компания выйдет на первое место в мире и будет контролировать 23% рынка алюминия.

У лидера мировой алюминиевой отрасли компании “Российский алюминий” (“Русал”) может появиться могущественный конкурент. “Американский производитель алюминия Alcoa Inc. планирует сделать предложение о покупке канадской компании Alcan”, — говорится в сообщении Alcoa. Американцы объявили и свою цену: они предлагают за одну акцию канадской компании 58,6. долларов. Предложение Alcoa на 32% превышает среднюю стоимость акций Alcan за последние 30 торговых сессий и на 20% превышает стоимость акций Alcan по итогам торгов 4 мая.

Всего же сумма запланированной сделки составит около 33 млрд. долларов.

Американская компания планирует сделать официальное предложение канадской уже 8 мая.

Стороны долго шли к масштабной сделке. “Решение сделать предложение является результатом более чем двухлетних переговоров, в ходе которых рассматривались различные варианты”, — рассказал генеральный директор Alcoa Алан Белда. По словам топ-менеджера, не все в ходе этих переговоров складывалось благополучно, но сделка, по его мнению, в итоге должна учитывать интересы обеих сторон, а также потребителей выпускаемой компаниями продукции.

Между тем такое поглощение вряд ли порадует российский “Русал”, который только недавно амбициозно заявил о лидерстве на мировом алюминиевом рынке. Создание американо-канадского альянса отодвинет российского алюминиевого гиганта на второе место. Так, “Российский алюминий”, только месяц назад образованный в результате слияния “Русала”, “Суала” и глиноземных активов швейцарской Glencore, ежегодно планирует производить 10,6 млн тонн глинозема и 3,9 млн тонн алюминия. Кстати, компания сохранила в качестве “короткого” имени название компании Олега Дерипаски “Русал”. Alcoa же в случае покупки Alcan сможет производить вдвое больше — 21,5 млн тонн глинозема и 7,8 млн тонн алюминия. При этом выручка российской объединенной компании, как заявлял генеральный директор “Русала” Александр Булыгин, составит около 10 млрд. долларов. Американская компания называет более громкие цифры — они прогнозируют выручку в 54 млрд. долларов.

Таким образом, американцы могут значительно потеснить Россию на мировом рынке.

“На новую компанию будет приходиться около 23% мирового рынка алюминия, — подсчитывает Игорь Нуждин из банка “Зенит”. — А “Российский алюминий” отойдет на второе место с долей около 14%”.

Тем не менее, считают эксперты, если даже сделка состоится, переход лидирующей позиции к американцам будет важен скорее в символическом плане. Реальную конкуренцию друг другу компании вряд ли составят: слишком уж в разных секторах они работают. “Alcoa и Alcan специализируются на продукции высокого передела, причем в очень широком спектре, а “Российский алюминий” ограничивается первичным алюминием и имеет на этом рынке очень сильные позиции”, — поясняет Игорь Нуждин. При этом российская компания выигрывает за счет высокой рентабельности, зато проигрывает в доходах с тонны производимого алюминия (Alcoa и Alcan получают около 7000 долларов с тонны, а “Русал” около 2500 доллоаров с тонны).

На высокую рентабельность производства алюминия в России обращает внимание и Вячеслав Жабин из “Брокеркредитсервиса”. “В связи с дешевой электроэнергией себестоимость производства алюминия у нас по сравнению с США и Европой очень низкая, кроме того, у нас ниже и транспортные издержки, — подчеркивает эксперт. — Создание объединенной америко-канадской компании не лишит Россию этих важных в отрасли преимуществ”.

Аналитик считает, что куда опаснее для нас “угроза” с Востока — быстро развивающийся рынок алюминия в Китае.

Между тем, прогнозируют специалисты, есть вероятность того, что громкую сделку Alcoa и Alcan могут не одобрить контролирующие органы, ведь новая компания будет обладать доминирующим положением в США и Канаде. Не исключено недовольство антимонопольных организаций и в других странах, где у компаний сильные позиции, в частности в Европе, где Alcan реализует около 50% своей продукции, а Alcoa около 24%.

Ольга АЛЕКСЕЕВА