Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/cshgajhj.html?print

Президент выступил за скромность

Экономические известия, №54, 30 марта 2009. Опубликовано 11:45 30 марта 2009 года
Глава государства заранее предупредил, что не подпишет закон, которым предполагается разрешить Аграрному фонду проводить закупки дизтоплива и минеральных удобрений.

Несогласованность властей в вопросе функционирования основного игрока на аграрном рынке усугубляет проблемы во время и так проблемной посевной кампании.

Проект изменения в закон (законопроект №4266 от 25.03.09), которыми расширяются полномочия Аграрного фонда, правительство одобрило на последнем заседании и подало на рассмотрение парламенту. Документ предполагает с целью обеспечения аграриев дизтопливом и минудобрениями в условиях финансового кризиса позволить Аграрному фонду покупать их за счет средств спецфонда госбюджета на Аграрной бирже для потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей. Чиновники уточняют, что к таким операциям АФ прибегает в исключительных случаях и покупает продукцию только у отечественных производителей для последующей продажи аграриям. “Принятие данного законопроекта даст возможность рационально использовать имеющийся финансовый ресурс Аграрного фонда для проведения весенне-полевых работ в 2009 г.”,— отмечается в пояснительной записке документа.

Законопроект может быть рассмотрен уже на текущей неделе, однако Виктор Ющенко дал понять, что торопиться парламентариям некуда,— глава государства заявил, что не подпишет закон в случае его принятия Верховной Радой. “Я не могу такие вещи поддержать. Я хочу донести до правительства, что я не подпишу закон, который будет ориентировать Аграрный фонд заниматься другими вопросами, которые не зафиксированы в его уставе”,— сказал президент.

Несколькими днями ранее на позицию президента намекнул первый замглавы Секретариата Александр Шлапак. “Эти вопросы (обеспечение минудобрениями и топливом.— Авт.), безусловно, надо решать, но не за счет Аграрного фонда. Нельзя превращать его в какой-то мусорник, наподобие того, как это сделали с Госкомрезервом”,— сказал он.

Отметим, что устав Аграрного фонда действительно не предполагает работу структуры ни на каком другом рынке, кроме аграрного. “Правительство неправильно понимает, чем должен заниматься Аграрный фонд, и воспринимает его как пожарную машину,— говорит экс-министр агрополитики Александр Барановский (он был создателем АФ).— Его основная задача — регулирование рынка стратегической аграрной продукции”.

Аграрный фонд в нынешнем сезоне сконцентрировал у себя рекордное количество функций, в частности, в области обеспечения аграриев доступными ресурсами в период посевной в условиях неработающей финансовой системы. Аграрии уже сейчас отмечают, что предложенные правительством механизмы поддержки, в частности, в направлении обеспечения дизтопливом не безупречны. “Нам дизельное топливо правительство предлагает покупать на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе по 4200 грн. за тонну. Государство не покрывает затраты по доставке топлива, кроме того, у аграриев нет гарантий, что они получат качественное топливо в заказанном количестве”,— говорит председатель общественной организации “Крестьянский фронт”, учредитель ООО “Агрофирма Корнацких” Аркадий Корнацкий.

Маловероятно, что в случае ветирования президентом этого закона парламент будет преодолевать вето, как это было несколькими неделями ранее с законом об антикризисных мерах в АПК. Но даже если это произойдет, то отсрочка в решении актуальных вопросов может затянуться до момента, когда ресурсы аграриям уже не понадобятся, поскольку посевная набирает обороты.


Анна КОВАЛЬЧУК