Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Za_Dunay_otvetyat.html?print

За Дунай ответят

Экономические известия, 16 октября 2009. Опубликовано 11:05 16 октября 2009 года
Венская комиссия по защите окружающей среды в декабре рассмотрит претензии Киева к Бухаресту по поводу загрязнения румынами дельты Дуная.

Киев готовится поднять вопрос о компенсации.
“Есть конкретные доказательства того, что Румыния злостно загрязняет дельту Дуная путем выбросов химических предприятий, которые находятся вблизи дунайской дельты”, — заявил постоянный представитель Украины при международных организациях в Вене Владимир Ельченко. Что касается сроков принятия решения по делу, то его рассмотрение может затянуться и на год, отметил постпред.

Первые залпы экологической войны между Киевом и Бухарестом прогремели в начале 2000-х гг., когда Украина вплотную занялась возобновлением судоходства в дунайском устье Быстрое, в частности, глубоководного судоходного хода (ГСХ) Дунай — Черное море. Официальное открытие первой очереди хода состоялось в августе 2004 г. В апреле 2007 г. Украина начала движение по каналу в экспериментальном режиме, но полноценная его эксплуатация так и не началась. Румыния, также владеющая судоходными каналами в дельте Дуная, для которых украинское направление — прямой конкурент, неоднократно заявляла, что Киев нарушает экосистему региона, в связи с чем обращалась в международные инстанции.

По этому же адресу неоднократно апеллировала и наша страна. Наши соседи четко осознают: если проект канала “Дунай — Черное море” выйдет на проектную мощность, то транспортные потоки будут частично перенаправлены в украинский канал, и весомая часть сборов, которые сегодня суда уплачивают за транспортировку грузов румынской стороне, поступят в казну Украины. Не понаслышке знакомый с проблемами во взаимоотношениях нашего государства с Румынией чрезвычайный и полномочный посол Украины Владимир Василенко, экс-представитель Украины в Международном суде ООН по делу о делимитации морских просторов в Черном море, отмечает: “Через канал прошло около 3 тыс. судов под флагами более 50 стран мира. Даже многие румынские судна предпочитают украинский ход, стоимость прохода по которому в пять раз меньше, чем по румынскому Сулинскому каналу. Румыния теряет доходы, и этим обусловлены ее обвинения в том, что Украина нарушает экологический режим в дельте Дуная”.

На самом же деле, констатирует господин Василенко, именно Бухарест наносит значительный экологический вред самой большой европейской водной артерии. “Источники загрязнения Дуная находятся главным образом на территории Румынии, а не у нас. Поэтому публичные претензии украинской стороны должны призвать Бухарест к порядку и способствовать более эффективному использованию нашей территории в украинских же экономических интересах”, — говорит дипломат.

За последние несколько лет украинские пограничники задокументировали 278 случаев сброса румынскими кораблями содержащего большое количество тяжелых металлов и других химических веществ ила в пограничных водах. В результате главное устье дельты Дуная — Килийское (совместное владение Украины и Румынии) — мелеет, содержание тяжелых металлов и хлорорганических соединений в нем увеличилось в пять раз, отмечают в украинском Минприроды. К тому же с 2002 г. румыны активно ведут дноуглубляющие и берегоукрепляющие работы — в первую очередь в своих Сулинском и Святогеоргиевском каналах, что привело к искусственному перераспределению водного баланса в пользу румынских рукавов реки.

Член комитета Верховной Рады по иностранным делам Алексей Логвиненко (фракция БЮТ) также обращает внимание на низкие стандарты экологической политики соседнего с Украиной государства, вследствие чего техногенные катастрофы на румынских предприятиях стали уже традиционным явлением. С 2000 г. по вине Румынии в дельте Дуная произошло более 25 техногенных аварий. “В процессе добычи золота румыны используют цианиды, негативно влияющие на окружающую среду. Если будет установлено, что действия наших соседей нарушают экологический баланс и наносят вред экосистемам на украинской территории, то, вероятно, Киевом будет поднят вопрос об определенной компенсации”, — сказал парламентарий, отмечая, что в споре двух стран необходимо избегать попыток переместить проблему в политический контекст. “Важно документально подготовленное обоснование наших претензий”, — отметил депутат.

Ксения ЛАЗОРЕНКО