Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Vzyalsya_za_koleso.html?print

Взялся за колесо

Ведомости, №8, 20 января 2010. Опубликовано 17:03 20 января 2010 года
Миллиардер Михаил Прохоров решил организовать производство бюджетного легкового автомобиля. Об этом он сообщил вчера премьер-министру Владимиру Путину.

Речь идет о проекте по запуску производства на принципиально новой основе малобюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий“, — объявил по итогам встречи Путина и Прохорова пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Премьер, по его словам, высказался за скорейшую проработку этого проекта с министерствами и ведомствами. Детали ни Песков, ни Прохоров раскрывать не стали.

“Онэксим” Прохорова действительно хочет разработать автомобиль с нуля, подтвердил “Ведомостям” один из знакомых Прохорова. “Основной принцип — разработать универсальную платформу и подобрать такую компонентную базу, чтобы, как из конструктора, можно было собирать и спортивный автомобиль, и мини-вэн, и седан”, — говорит он.

Чиновник правительства рассказал “Ведомостям”, что за основу предлагается взять пятидверный гибрид с кузовом универсал, разработанный совместно с “Яровит-моторс” (занимается инжинирингом и выпускает грузовики собственной разработки в Санкт-Петербурге). Целевая цена этой машины — 8900 евро. Изначально “Яровит” занимался этим проектом самостоятельно, говорит собеседник “Ведомостей”. Компания пыталась привлечь финансирование государства, предлагая использовать машину во время Олимпиады в Сочи. Автомобиль неплохой, но не ясно, каковы могут быть объемы его производства и целевая ниша, поэтому решение о его поддержке не было принято, говорит чиновник. После этого “Яровит” начал работать с Прохоровым, полагает он.

Получить комментарии “Яровит-моторс” вчера не удалось, но информацию об участии этой компании в проекте “Онэксима” подтвердил еще один знакомый Прохорова.

Автопром раньше никогда не входил в сферу интересов Прохорова (см. врез). К тому же это очень закрытый бизнес. Крупные автоконцерны, как правило, разработкой платформы занимаются сами, а дизайн отдают известным бюро, замечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Разработкой бюджетного авто для развивающихся рынков, в том числе России, занимаются многие: планы есть у группы ГАЗ, “АвтоВАЗа”, Toyota, Volkswagen и др. “Пока мы не удовлетворены ни одним проектом из-за высокой себестоимости автомобиля, а ведь бюджетное авто в розницу должно стоить меньше $10 000”, — заметила зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева.

Вспомнить случаи, когда разработки неизвестных компаний доходили до конвейера и пользовались спросом, Агибалов не смог. Бюджетный автомобиль должен быть массовым, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Его производство должно доходить до 500 000 машин в год, что стоит огромных денег, добавляет он. Общая стоимость проекта может доходить до $1 млрд, согласна аналитик “ВТБ капитала” Елена Сахнова. Правда, один из знакомых Прохорова говорит, что речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов.

У “Онэксима” нет долгов, а в 2008 г. компания получила около $5 млрд от продажи доли в бизнесе Владимиру Потанину. Сколько денег есть у компании сейчас, не известно. Но Сахнова уверена, что такой проект может быть реализован при поддержке государства. Представитель Минпромторга лишь заметил, что министерство сейчас проводит оценку проекта.

Все в новинку

Крупнейший актив “Онэксима” — 19,16% акций UC Rusal, контрольный пакет акций ТГК-4, 50% минус 1 акция “Ренессанс капитала”, банк МФК и проч.

Юлия ФЕДОРИНОВА