Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Vret_li_vash_nachalnik.html?print

Врет ли ваш начальник?

Slon.ru, 30 августа 2010. Опубликовано 12:25 30 августа 2010 года
В последнем номере Economist опубликован рассказ об удивительном исследовании двух ученых из Стэнфордской школы бизнеса.

Профессор Дэвид Ларкер и студентка PhD Анастасия Заколюкина проанализировали 30 тысяч конференц-коллов, на которых генеральные и финансовые директора компаний высказывались на тему квартальных доходов компаний; транскрипты были сделаны в 2003—2007 годах. Да-да, тридцать тысяч!

Исследователи связали слова и выражения, которые использовали начальники во время этих телеконференций, с тем, приходилось ли компаниям позднее публиковать пересмотренные данные о доходах. Опираясь на исследования об обнаружении лжи, Ларкер и Заколюкина вывели вот какие интересные закономерности, свидетельствующие об очевидном обмане в словах генеральных и финансовых директоров:

1. Те используют много общих и мало конкретных выражений.

2. Они реже упоминают рост ценности для акционеров (видимо, чтобы свести к минимуму число возможных судебных исков).

3. Они используют больше превосходных степеней и преувеличений, к примеру, “фантастический” вместо “хороший” (очевидно, это попытка запудрить мозг более эффективно).

4. Они реже используют первое лицо (“я”) и чаще третье лицо (“они”) — вероятно, чтобы дистанцировать себя лично от обмана.

5. Они чаще говорят “э-э-э” и “ну-у” — по предположению авторов, потому что пытались репетировать свою ложь заранее.

6. Они чаще употребляют бранные слова. Собственно, упомянутая статья в Economist начинается с рассказа о том, как генеральный директор Enron Джефф Скиллинг обозвал инвестора “скотиной”, когда тот усомнился в радужных заявлениях Скиллинга о финансовом положении компании.

В Economist не сказано, почему обманщики больше ругаются. Могу предположить, что в процессе лжи люди сильно напряжены, перегружены эмоционально и умственно, и таким образом проявляется их внутреннее состояние. Авторы статьи высказывают версию, что грубость является частью паттерна гнева, который сопутствует лжи, и это кажется мне убедительным.

Я уже писал и говорил о стратегическом использовании ругани на рабочем месте. Но, подозреваю, после публикации этого замечательного исследования ругань во время разговоров с инвесторами о финансовых успехах станет знаком исключительно неосмотрительного поведения!

     Роберт САТТОН