Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/VEB_ne_daet_na_mashini.html?print

ВЭБ не дает на машины

Ведомости, № 231, 7 декабря 2010. Опубликовано 13:05 07 декабря 2010 года
“Соллерс” и Fiat никак не могут договориться с ВЭБом о предоставлении 2,1 млрд евро на СП мощностью до 500 000 автомобилей в год. Если ВЭБ откажется от проекта, деньги удастся привлечь в других банках, надеется “Соллерс”.

О том, что “Соллерс” и ВЭБ до сих пор не согласовали условия выдачи кредита, рассказали вчера гендиректор “Соллерса” Вадим Швецов и предправления ВЭБа Владимир Дмитриев. “Сейчас у нас нет документов, необходимых для того, чтобы рассматривать сделку на наблюдательном совете”, — цитирует Дмитриева “Интерфакс”. Представленный компанией бизнес-план не дает возможности структурировать сделку, пояснил он. “Когда нам Швецов представит бизнес-план, приведет Fiat, тогда и сядем за стол переговоров”, — подчеркнул он. Вопрос о привлечении инвестора еще не решен, а если ВЭБ не согласится выдавать кредит, то это могут сделать коммерческие банки, сказал Швецов. Однако переговоры “Соллерс” пока ведет только с ВЭБом, они будут продолжаться еще несколько месяцев, подчеркнул он.

“Соллерс” и Fiat подписали меморандум о создании СП еще в феврале этого года. Предприятие должно было начать работу в 2014 г. Его мощность должна составить 300 000 машин в год с увеличением до 500 000 к 2017 г. “Соллерс” должен был внести в СП производственные площадки, в том числе завод “Соллерс — Набережные Челны” и часть производства Заволжского моторного завода, а Fiat — интеллектуальную собственность (лицензии на производимые автомобили и т. д.), доли партнеры должны были поделить поровну. Еще 10% мог получить ВЭБ, с которым “Соллерс” начал переговоры о привлечении финансирования.

Весь проект оценивался в 2,4 млрд евро, из них ВЭБ должен был предоставить 2,1 млрд евро в виде 15-летнего кредита. Предполагалось, что банк установит пятилетнюю отсрочку на выплату основной части долга, а государство субсидирует выплату процентов в размере 2/3 ставки рефинансирования, рассказывал аналитикам инвесткомпаний первый заместитель гендиректора “Соллерса” Николай Соболев.

“Соллерс” и Fiat представили бизнес-план СП несколько месяцев назад, отметил представитель “Соллерса”. Но соглашение акционеров действительно не готово. К концу года определится и список интеллектуальной собственности, которую внесет Fiat, отметил он. Договориться же с ВЭБом “Соллерс” и Fiat должны до конца I квартала 2011 г., надеется он.

Оформление документов действительно занимает много времени, согласен чиновник аппарата правительства. Концептуальных разногласий между ВЭБом и автопроизводителями нет — банк поддержит этот проект, уверяет он.

Вряд ли коммерческие банки согласятся выдать СП “Соллерса” и Fiat кредит на таких условиях, на которых компании договариваются с ВЭБом, считает аналитик “Метрополя” Андрей Рожков. Проект существует только на бумаге, конкуренция на автомобильном рынке достаточно высока. Такой кредит будет слишком рискованным, а ставка по нему вряд ли устроит “Соллерс”, считает он. Единственным претендентом мог бы стать Сбербанк, если будет принято соответствующее политическое решение, отмечает аналитик. Представители Fiat, Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались.

Государство поможет

Проект “Соллерса” вместе с Fiat был включен в “Стратегию развития автомобильной промышленности до 2020 г.”, утвержденную весной этого года Минпромторгом

Алексей НЕПОМНЯЩИЙ