Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Ukrzalznitsya_ne_smogla_poluchit_litsenziyu_na_tranzitnie_perevozki.html?print

“Укрзалізниця” не смогла получить лицензию на транзитные перевозки

Дело, №22, 16 февраля 2010. Опубликовано 11:35 16 февраля 2010 года
Инициатива Кабмина вернуть “Укрзалізниці” статус таможенного перевозчика провалилась. Из-за этого Украина продолжит терять транзитные грузы.

Эксклюзив газеты “Дело”.  “Укрзалізниці” так и не удалось получить лицензию на перевозку транзитных подакцизных грузов. Этот документ дает возможность проходить таможню по упрощенной системе. То есть перевозчик получает право растаможивать груз не на границе, а в пункте назначения. Как утверждают в самой “Укрзалізниці”, данная преференция позволила бы увеличить объем транзитных грузов почти в два раза.

Принципиальные разногласия

По замыслу правительства Государственная таможенная служба — ведомство, которое присваивает статус таможенного перевозчика — предварительно должно было специально для “Укрзалізниці” изменить лицензионные условия, регулирующие перевозку подакцизных грузов. Соответствующее правительственное распоряжение вступило в силу 13 января 2010 года. В нем Кабмин обязал Гостаможню и Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства совместно с Минтранссвязи внести изменения в лицензионные условия до середины февраля. Однако, по информации “Дела”, таможенники так и не смогли договориться с транспортниками о внесении принципиальных правок в документ.

Представители “Укрзалізниці” настаивали на том, чтобы была упразднена одна из норм лицензии, которая запрещает при транзите перегружать товар из вагонов одной компании в вагоны другой. Но Гостаможня на это не пошла.

“Ведомство требует, чтобы “Укрзалізниці” работала так же, как автомобильные перевозчики. То есть груз должен быть опломбирован в пункте отправки и вскрыт только в пункте назначения. Но на железной дороге при перевозке многих грузов технологически предусматривается их перегрузка или переформирование поездов, так что сделать это не получится”, — поясняет Дмитрий Подтуркин, руководитель аналитической группы “Менеджмент консалтинг групп” (компания консультирует “Укрзалізницю”). В основном железнодорожникам приходится перегружать груз при транзитных перевозках, так как ширина железнодорожной колеи в Украине шире, нежели в Европе.

В Гостаможне же свою позицию аргументируют тем, что получив право перегружать товар, “Укрзалізниця” не сможет обеспечивать его сохранность. По информации “Дела”, сейчас между администрацией “Укрзалізниці” и Гостаможней проходят переговоры. Перевозчик не оставляет надежды договориться с таможенниками об изменении лицензионных условий.

Упущенные возможности

“Укрзалізниця” уже была обладателем статуса таможенного перевозчика. Соответствующую лицензию монополия получила в 2004-м. Но уже в 2005 году Гостаможня ее аннулировала по тем же причинам, по которым теперь отказывается выдать документ повторно: железнодорожный перевозчик не может обеспечить сохранность грузов.

В государственной компании отмечают, что статус таможенного перевозчика позволил бы “Укрзалізниці” увечить грузопоток. Так, по данным монополии, после получения лицензии в 2004 году ей удалось увеличить объем перевозимых грузов почти в два раза. А после того, как лицензия год спустя была аннулирована, транзитные подакцизные грузы из Европы пошли в обход Украины — через Беларусь.

Как пояснил генеральный директор “Укрзалізниці” Михаил Кастюк, таможенное оформление на белорусской границе занимает около получаса, на украинской — шесть часов. Поэтому грузообладатели стараются по возможности не отправлять грузы через территорию Украины.

Подакцизные товары — товары, подлежащие акцизному сбору (непрямому налогу на высокорентабельные и монопольные товары). Украинское законодательство к таким товарам относит пиво, этиловый спирт и алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты и транспортные средства.

Виталий ЕРМАКОВ