Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Ukraina_vishla_na_voennuyu_tropu_v_Afrike.html?print

Украина вышла на военную тропу в Африке

Комментарии, № 27, 16 июля 2010. Опубликовано 18:16 16 июля 2010 года
При молчаливой поддержке НАТО доля украинских производителей оружия на рынке Северной Африки становится больше.

Украинская госкомпания “Укрспецэкспорт” и Министерство военной промышленности Республики Египет приступили к выполнению крупнейшего за историю украинско-египетской кооперации контракта — программы модернизации устаревших танков Т-62 и гусеничных плавающих бронетранспортеров Ot-62 Topas, состоящих на вооружении армии Египта

Тендер на право коренной модернизации 200 БТР и 200 танков Т-62 был завершен 14 декабря 2009 года в пользу “Укрспецэкспорта”. Как заявили прессе представителя харьковского госпредприятия “Завод им. Малышева”, 6 июля первые два БТР Ot-62 прибыли из Египта в николаевский порт Октябрьск. По их словам, условия контракта предполагают, что в течение 2010—2011 годов первая партия техники будет модернизирована на украинских предприятиях. Модернизация остальной техники должна быть проведена по схеме экспорта украинских машинокомплектов в Египет. В случае успешных стендовых испытаний машинокомлекты будут переданы египетским государственным заводам Abu Zaabal Tank Repair Factory под Каиром и Kader Factory for Developed Industries в Гелиополисе.

Условие сборки машинокомплектов на египетской территории стало одним из ключевых требований тендера, которые предопределили победу на нем предприятий Украины. Фаворитом тендера зарубежная пресса в течение многих лет называла уральские ОАО “Артиллерийский завод 9” и “Уралвагонозавод” (последний называет себя владельцем прав на большинство существующих модификаций танка Т-62). Кроме россиян, участником тендера намеревалась стать немецкая Thyssen Henschell, ранее помогавшая Египту наладить производство собственных бронемашин пехоты, а также чешская компания PPS Group, которая ранее производила и поставляла Египту гусеничный Ot-62. Пробивала дорогу также американская Teledyne Continental Motors, которая ранее выполняла для Египта модернизацию советского танка Т-54.

Предложения этих претендентов оказались для египетской стороны мало интересными, поскольку большинство претендентов соглашались на экспорт машинокомплектов только при условии создания совместного предприятия. По неофициальным данным, в случае с Ot-62 коренная модернизация предусматривает то, что поставляемые Египту из Украины машинокомплекты будут состоять из дорогостоящих сегментов этого БТР: нового моторно-трансмиссионного блока и боевого модуля (башня с пулеметом, минометом, автоматической пушкой и противотанковой ракетной установкой). В случае с Т-62 планируется замена всех ключевых составляющих танка: орудия, моторно-трансмиссионного блока, элементов ходовой части и броневой защиты.

По большому счету поставка комплектующих вне схемы создания СП позволяет производителям обходить международные ограничения на поставку вооружений в зоны гражданских и военных конфликтов. Так, в конце минувшего века Thyssen Henschell поставила Египту машинокомплекты для 500 БМП Fahd, 300 из которых Египет предпочел экспортировать. Пользуясь своим участием в трансафриканских и трансарабских международных миротворческих миссиях, Каир тогда поставил более 300 этих бронемашин в зоны локальных конфликтов — в Чад, Судан и Демократическую Республику Конго (Заир). Словом, именно туда, куда немецкая компания из тех или иных соображений поставлять технику не могла или не хотела.

Конфликты в названных странах не прекращаются, как и не становится менее активным участие в них и египетских миротворческих миссий. Украина вынуждена ожесточенно бороться за свое место на этих рынках, конкурируя в основном с российскими и белорусскими поставщиками вооружений советского типа. Немаловажно, что политика США и ЕС уже официально исходит из того, что укрепление российских поставщиков, в отличие от производителей из Украины и стран Восточной Европы в этом регионе выглядит нежелательным. О накале конкуренции в регионе Северной Африки свидетельствует прошлогодний инцидент с судном “Фаина”, перевозившим крупную партию украинской техники для Кении, точнее для обеспечения миротворческих миссий армии этой страны в одном из соседних государств. Тень этого инцидента тогда упала на страховую и фрахтовую компании с капиталом украинского происхождения. Его владельцы, как не исключали тогда некоторые эксперты, могли умышленно допустить передачу пиратам навигационных данных о маршруте следования судна.

Если нынешний контракт с Египтом будет успешно реализован и обойдется без вмешательства подобного рода “собственников”, машиностроители Украины смогут найти удобную и взаимовыгодную зарубежную площадку для укрепления своих позиций на специфических внешних рынках.

Андрей СТАРОСТИН