Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Ukraina_draznit_Rossiyu_novim_kontraktom_s_Indiey.html?print

Украина дразнит Россию новым контрактом с Индией

Комментарии, №1, 15 января 2010. Опубликовано 14:56 15 января 2010 года
31 декабря ОАО “Мотор Сич” и ВВС Индии подписали контракт стоимостью около 110 млн. долларов на поставку 100 двигателей АИ-20 серии 5 для военно-транспортных самолетов Ан-32.

стало логичным продолжением контракта на капитальный ремонт и переоборудование самолетов, который в прошлом году заключили ВВС Индии и ГП “Спецтехноэкспорт”, дочерняя компания ГК “Укрспецэкспорт”.

Как сообщили источники “Комментариев”, по итогам прошедшего года Украина вошла в шестерку крупнейших поставщиков оружия Индии исходя из объемов заключенных контрактов. Десятку крупнейших поставщиков возглавляют Россия, Израиль, США, Франция и Германия. Вторая пятерка формируется ситуативно.

Основной вклад в повышение рейтинга украинских спецэкспортеров был сделан с подписанием одного из крупнейших в истории национального оружейного бизнеса контрактов на ремонт и переоборудование 105 самолетов Ан-32 стоимостью $400 млн. Также значимыми стали традиционные поставки газотурбинных установок производства ГП “Зоря-Машпроект” для индийских ВМС. Установки, агрегаты и комплектующие используются как для ранее поставленных Индии фрегатов российского производства, так и для национальных проектов — эсминцев проектов Р15А и Р15В (аналог флагмана украинских ВМС “Гетман Сагайдачный”). А заключением перед Новым годом контракта на поставку двигателей страны подтвердили свою готовность продолжать взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество.

В этом году начинается выполнение контракта по ремонту самолетов Ан-32. До конца января ожидается прибытие в Украину первых пяти машин, на которых помимо ремонта будут осуществляться опытно-конструкторские работы по установке нового бортового и пилотажно-навигационного оборудования. Схема выполнения контракта предусматривает прибытие следующих пяти самолетов во втором полугодии и передачу заказчику в конце года десяти отремонтированных машин. В итоге “украинскую” часть контракта выполнят за четыре года, а ремонт и переоборудование оставшихся самолетов будет проводиться непосредственно в Индии с передачей технологий.

Теоретически такие успехи должны способствовать подписанию соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере между Украиной и Индией, проект которого обсуждается долгое время. Подобный договор Индия подписала только с одной из стран СНГ — Россией, которая в свою очередь противодействует украинско-индийскому оружейному сближению. Такое противостояние может отрицательно сказаться на интересах как украинских, так и российских спецэкспортеров на индийском рынке. Недавно представители Boeing сообщили, что Министерство обороны Индии и командование индийских ВВС обратились в компанию с просьбой рассмотреть возможность продажи десяти транспортников Boeing С-17 Globemaster III. По словам главы индийского подразделения Boeing Вивека Лалла, ВВС Индии намерены заменить находящиеся на вооружении транспортники Ан-32 и Ил-76, одновременно увеличив свой флот военно-транспортных самолетов. Сумма предполагаемой сделки не разглашается, но, по данным сайта ВВС США, стоимость одного С-17 может достигать $202,3 млн.

Решение о замене Ан-32 на С-17 выглядит довольно спорным: у самолетов принципиально различные задачи и несравнимые возможности при эксплуатации. Если бы Ан-32 действительно планировали заменить другой техникой, не было бы затрат на ремонт, после которого самолет будет эксплуатироваться еще минимум пятнадцать лет. Тем более что ремонт всего парка самолетов Ан-32 обойдется в цену двух С-17. Однако планы США усилить свои позиции на индийском рынке не выглядят такими уж фантастичными. Монопольное положение в Индии “Рособоронэкспорта” давно и успешно подрывают израильские компании, сейчас к ним присоединяются европейские и американские производители. Но россиянам сложнее противодействовать таким конкурентам, чем украинским.

Наталья ПЕЧОРИНА