Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Trevoga__tormoz_peremen.html?print

Тревога — тормоз перемен

Ведомости, № 221, 23 ноября 2010. Опубликовано 12:38 23 ноября 2010 года
Сегодня в любом бизнесе снятие тревоги — задача номер один. Такая работа довольно быстро окупается и в бизнесе, и в государстве.

Любая организация — государство, бизнес-организация, семья, человек — это система. Система обладает тремя основными свойствами: 1. Законы функционирования системы не сводятся к законам функционирования ее элементов. 2. Любая система старается поддерживать себя в состоянии стабильности (гомеостазис). 3. Любая система постоянно развивается.

Изменения в системе возможны в случае нарушения гомеостазиса. Если общество или организация сталкивается с ситуацией, когда сохранение статус-кво может привести к полному разрушению системы, есть два выбора: умереть с честью или сделать шаг в неизведанное. Культура формируется из опыта, человек или общество могут начать накапливать и анализировать его, только когда осваивают что-то принципиально новое. Россия столкнулась с новым опытом — и хаоса уже хлебнула. И то и другое провоцирует рост тревоги, а следовательно, агрессивного поведения.

К сожалению, очень мало возможностей ускорить процесс формирования “новой культуры”, но существуют способы уменьшить тревогу. Вот самые важные, на мой взгляд:

1. “Спрашивать надо”. Любая система управления в любой стране мира изо всех сил пытается сохраниться, так как и на нее действуют системные законы. В одних обществах лучше научились справляться с этой проблемой, в других — нет. Но проблема обществом осознана. В России это понимание не сформировано, хуже того, существует понимание управления как власти, на которую не распространяются правила и ограничения. Такая власть — закрытая, недоступная — уже сама по себе вызывает у людей тревогу, ощущение уязвимости. Трудно замотивировать на созидательный труд растревоженного человека. Лучше откровенно поделиться с коллективом планами и не только выслушать мнения, но и согласиться с некоторыми предложениями. Обязательно начать действовать в соответствии с корректированными планами, публично отмечая тех, кто готов регулярно давать обратную связь по поводу реализации планов. Не поручать HR подготовить план обучения персонала, а собирать запросы работников и формировать обучение в соответствии с их пожеланиями. Обратите внимание: мои предложения не запретны, технически не сложны, а тревогу снимут кардинально.

2. “Перестаньте пугать”. Можно не быть начальником, но, если уж стал, демонстрируй уверенность, вежливость и уважение к каждому человеку. Можно быть и резким, но только если публично нарушаются важные моральные нормы. Надо постоянно помнить, что в моменты глобальных перемен тревог у каждого хватает и без тебя. Сегодня в любом бизнесе снятие тревоги — задача номер один. Такая работа довольно быстро окупается и в бизнесе, и в государстве.

Давид ШУСТЕРМАН, директор консультативной фирмы “Пятерка”