Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Tranzit_beret_svoe.html?print

Транзит берет свое

День, №83, 21 мая 2009. Опубликовано 09:25 21 мая 2009 года
До конца 2009 года через Украину планируют пустить транснациональный контейнерный поезд.

В столице завершился круглый стол “Германия-Украина: возможности сотрудничества для развития транзитного потенциала между Востоком и Западом”. По его итогам заместитель генерального директора “Укрзализныци” Виктор Черный, и член правления Deutsche Bahn AG (Немецкие железные дороги) Отто Висхой подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает долгосрочную работу по дальнейшему увеличению товаропотока между этими двумя странами.

“Действительно, мы очень долго шли к подписанию такого масштабного стратегического соглашения с Немецкими железнодорожными дорогами. Это соглашение позволит упростить вопрос организации перевозок в прямом сообщении между “Укрзализныцей” и Немецкими железнодорожными линиями, вопрос оптимизации тарифной составляющей на всем пути транспортировки и процедуру пересечения границы, как товарами, так и пассажирами”, — сообщил Черный.

Кроме того, в рамках сотрудничества обе стороны пообещали приложить максимум усилий, чтобы ускорить реализацию проекта по запуску транснационального контейнерного поезда в направлении Западная Европа — Украина — Россия — Казахстан — Китай (его еще называют коридором №3). Похожие маршруты проложены из России в Европу через Прибалтику, и ежегодно приносят колоссальные прибыли стране-соседке. Украина же всячески пытается завязать дружеские отношения с железными дорогами России, Беларуси, Молдовы, Польши, Румынии, Словакии, Венгрии. Результат таких попыток — обеспечение работы на 40 международных железнодорожных сообщениях. Дома “Укрзализныця” обслуживает 18 украинских морских портов Черноморско-Азовского бассейна с объемом переработки грузов более 200 миллионов тонн в год.

Основные товары, которые транспортируются по железной дороге, — это уголь, железорудное сырье, продукция черных металлов, удобрения, нефтепродукты и другое. Но период кризиса открывает для Украины перспективы привлечения дополнительных объемов перевозок в конкурентных сегментах транспортного рынка, в частности, с помощью контейнерных поездов. Тем более что развитию этого направления способствует наличие разработанной и испытанной на практике унифицированной накладной (которую скоро обещают превратить в таможенную декларацию) ЦИМ/СМГС. Ее использование позволяет сократить время на доставку груза получателю на 1,5—2 суток. Сегодня по объемам перевозок грузов украинская железная дорога занимает четвертое место на Евразийском континенте, и шестое — в мире. По итогам 2008 года ее поездами было перевезено 500 миллионов тонн грузов, из которых 70 миллионов тонн — транзитные. В случае успешной реализации коридора №3 Украина значительно увеличит долю своих транзитных перевозок, а следовательно, и доходов.

Главными источниками финансирования проекта, по словам участников немецко-украинского собрания, будет ЕБРР, ВБ, инвесторы и предприятия транспортной инфраструктуры Deutsche Bahn и “Укрзализныци”, которые готовы реинвестировать часть прибыли в развитие этой инфраструктуры.

О проекте начали говорить еще с 2003 года. По словам экс-министра экономики Анатолия Кинаха, запуск первого поезда по этому маршруту планируется на конец 2009 года. “На первых этапах речь идет о перевозке грузов, но в целом будут и пассажирские перевозки”, — уточнил и добавил, что именно сегодня время увеличивать использование транзитного потенциала Украины. Это важно не только для активного обновления железнодорожной сети и зарабатывания денег за транзит товаров из других стран, но еще и учитывая значительную экспортную ориентированность украинской экономики.

Наталья БИЛОУСОВА