Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Transneft_potopit_Evropu_v_Urals.html?print

“Транснефть” потопит Европу в Urals

Газета.ru, 26 октября 2011. Опубликовано 09:11 26 октября 2011 года
“Транснефть” может войти в роттердамское СП по продаже российской нефти.

“Транснефть” рассматривает возможность создания в Роттердаме СП с “Суммой Капитал”, которая недавно выиграла тендер на строительство нефтяного терминала в роттердамском порту. Идея СП была инициирована российским правительством, говорят источники в отрасли. Ее цель — постепенное превращение российской нефтяной марки Urals в мировой эталон.

Инвестгруппа “Сумма Капитал”, подконтрольная Зиявудину Магомедову, предлагает “Транснефти” создать совместное предприятие для перевалки российский нефти в Роттердаме. Об этом во вторник сообщил глава нефтепроводной монополии Николай Токарев.

Идея СП заключается в том, чтобы вместе с российскими компаниями продавать нефть в Роттердаме на условиях FOB (free on board — поставка считается выполненной, как только товар переправлен через борт корабля).

На прошлой неделе стало известно, что компания Shtandart TT B.V., в которой 75% принадлежит “Сумме”, а 25% — совместному предприятию крупнейшего мирового нефтетрейдера Vitol и малайзийской судоходной компании MISC Berhard, победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в порту Роттердама.

В минувший четверг в присутствии Дмитрия Медведева и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте было подписано генеральное соглашение, по которому

Shtandart TT B.V. приступит к строительству терминала в 2013 году. Он будет работать на основе концепции “открытого хаба”, создающего торговую площадку для нефти Urals, основного товара российского экспорта.

Проект подразумевает сооружение резервуарных мощностей примерно на 3 млн кубометров нефти и нефтепродуктов. Инвестиции в проект составят около $1 млрд. Начать работу терминал должен в 2015 году. Поступать на терминал будет на первых порах в основном нефть из Приморска, но в дальнейшем он сможет принимать нефть и из других портов Балтики.

Прямого интереса для “Транснефти” участие в СП не представляет, говорит Дмитрий Александров из ИК “Универ”. “Это нефтепроводная компания, деятельность которой ограничивается Россией и ближним зарубежьем, — напоминает эксперт. — И арендовать трубопроводные мощности в Роттердаме смысла для нее нет”. По словам Александрова, куда более интересным приглашение в Роттердам было бы для нефтетрейдеров, например, для Gunvor Геннадия Тимченко, через который идет большая часть поставок российской нефти по северо-западному направлению.

“Но, очевидно, “Транснефть”, сегодня уже контролирующая в альянсе с “Суммой” крупнейшие нефтеналивные терминалы России, намерена глобально развиваться через вхождение в портовую инфраструктуру Европы, — полагает Александров. — А в дальнейшем, возможно, и Азии”.

Представитель “Транснефти” был во вторник недоступен для комментариев, но источник в нефтяной отрасли рассказал “Газете.Ru”, что с самого начала проект терминала в Роттердаме был рассчитан именно на нефтепроводную монополию.

Кстати, “Транснефть” отрицала, что имеет какое-либо отношение к проекту.

Российские чиновники пытаются сделать нефтяную марку Urals эталоном, говорит источник: “Расчет идет на то, что Urals станет бенчмарком, таким как, например, марка BRENT”. Ранее источники сообщали, что вхождение “Суммы” в роттердамский порт инициировал вице-премьер Игорь Сечин.

По словам собеседника “Газеты.Ru”, российские инициаторы проекта рассчитывают организовать вокруг “открытого хаба” так называемый живой рынок Urals, продажи как крупными, так и мелкими партиями.

“Создавая хаб в Роттердаме, российские компании решают много технических вопросов с точки зрения превращения Urals в бенчмарк, — признает источник. — Но самый главный вопрос — вопрос доверия к эталону — не решается. Если учесть, что в России государство контролирует как трубу, так и поставщиков, у инвесторов не будет уверенности, что сегодняшний поток Urals завтра не иссякнет или не будет перенаправлен, например, в Китай”.

Алексей ТОПАЛОВ