Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/TSeni_otpustili_v_svobodnoe_plavanie.html?print

Цены отпустили в свободное плавание

СейЧас, 12 марта 2009. Опубликовано 13:56 12 марта 2009 года
Сколько еще могут дорожать товары.

Президент Ющенко разрешил предпринимателям поднимать цены на продукцию отечественного производства без согласования с местными властями. Хотя, по правде, “тесное общение” с чиновниками не очень-то удерживало эти цены и раньше. Насколько еще могут подорожать товары в супермаркетах — узнавала интернет-газета.

Ситуация, когда “ни верхи, ни низы не могут”, превратилась в замкнутый круг: снижение доходов населения привело к тому, что соотечественники все меньше покупают товары в супермаркетах, а производители несут убытки, но все равно вынуждены повышать цены на собственную продукцию.

Согласно результатам исследования консалтинговой компании “Concorde Development”, в Киеве посещаемость торговых центров упала на 30%, люди все чаще покупают товары на рынках. Те же, кто не отказался от покупок в супермаркетах, сократили размеры своих расходов на 15-20%. И если раньше деньги уходили на продукты питания и одежду в равных долях, то теперь почти 47% средств приходится на еду.

Цены отпустили от чиновников

Президент Украины Виктор Ющенко упростил процедуру повышения цен на продукты питания, отменив обязательное согласование их изменения с местными властями (постановление №709 Кабмина от 6 августа 2008 года). Раньше предприятия должны были декларировать и оговаривать изменение цен более чем на 1% в течение месяца на основные продукты питания (муку, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, масло, яйца и т.д).

У президента данное решение уже назвали революционным. “Вместо информативного порядка декларирования желания изменить цены установлен разрешительный”, — отрапортовали в пресс-службе главы государства.

Возможно, такое решение и поможет предпринимателям меньше “общаться” с чиновниками, но вот на цены даже постановление №709 практически не влияло. По данным Госкомстата, за январь и февраль 2009 года стоимость пищевых продуктов, напитков и табачных изделий по сравнению с соответствующими месяцами 2008 года выросла в 15,8% и 16% соответственно. Только за два зимних месяца этого года цены на мясо и мясопродукты выросли на 31,7% и 25,0% соответственно; мороженое и молочные продукты — на 4% и 6,6%; хлеб и хлебобулочные изделия — на 22,3% и 23,2%; сахар — на 7% и 20,2%, напитки — на 24,6% и 23,9%.

У экономики в капкане

Казалось бы, инициатива Ющенко позволит отечественному производителю покрыть свои убытки за счет кошелька потребителя. Однако эксперты успокаивают: резкого повышения стоимости продуктов не будет. “Сегодня другая ситуация по сравнению с докризисной, когда вводилось постановление Кабмина, призванное удержать инфляцию. Сегодня положение кардинально изменилось”, — говорит интернет-газете Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. По его словам, производители не заинтересованы в росте цен на свои товары в силу ряда причин:

— снижения доходов населения,

— роста задолженности по заработной плате,

— снижения на мировых рынках цен на сельхозпродукцию.

Александр Соколов, директор аналитического департамента компании “Pro-Consulting”, согласен с коллегой. “Снижение роста доходов населения и одновременное повышение стоимости продуктов приведет к тому, что украинцы просто будут не в состоянии купить нужный товар, а производители понесут убытки”, — объясняет Соколов интернет-газете.

И все-таки они вырастут...

Сами производители говорят, что повышение все-таки будет. И виноват в этом не президент, установивший разрешительный порядок, а общее положение дел в экономике. “Цены на продукцию будут расти, прежде всего, из-за увеличения стоимости составляющих компонентов, — поясняет интернет-газете Ирина Керимова, начальник отдела маркетинга группы компаний “Хлебодар”. — Мы стараемся держать минимальные цены, работая на рубеже рентабельности”.

По словам Керимовой, на стоимость продукции влияют:

— цены на сырье,

— затраты на зарплату работающему персоналу,

— оплата за энергоносители — газ и электричество.

“Компании не могут работать себе в убыток, когда повышается стоимость энергоносителей. Поэтому мы вынуждены увеличивать цены на свою продукцию”, — разъясняет она.

Сергей МИХАЙЛЕВСКИЙ