Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Strahovshchiki_protiv_deneg.html?print

Страховщики против денег

Экономические известия, № 224, 16 декабря 2011. Опубликовано 11:54 16 декабря 2011 года
Политика наращивания объемов страховых платежей за счет ценового демпинга стала предметом очередного скандала на страховом рынке. Но если раньше страховщики старались не выносить сор из избы, то в этот раз решили довести дело до Антимонопольного комитета и Госфинуслуг.

Лига страховых компаний намерена провести расследование в отношении ряда страховщиков, чья деятельность вызывает подозрение в недобросовестной конкуренции. Среди компаний — СК “Аска”, “Добробут”, “Лафорт”. Причиной стали заявления ряда компаний, в том числе и СО “Ильичевское”, о массовом переманивании сотрудников со стороны СК “Добробут”. По данным заявителя, сотрудникам пяти региональных дирекций предлагали стать агентами СК “Добробут” с получением агентского вознаграждения на уровне 40-50% (редакция располагает докладными записками названных подразделений СО “Ильичевское”). СО “Ильичевское” обратилось в МТСБУ и в ЛСОУ с просьбой расследовать эту ситуацию. “Мы работаем на конкурентном рынке, но в первую очередь это рынок солидарной ответственности. Потому мы намерены обратиться и в Антимонопольный комитет, поскольку подобные действия свидетельствуют о недобросовестной конкуренции. И если не предпринимать никаких действий, то это может закончиться банкротством”,— отметил Юрий Гришан, директор СО “Ильичевское”. В самой компании подобную практику отрицают, утверждая, что работают исключительно в законодательном поле.

“Мы не отрицаем тот факт, что заинтересованы в лучших сотрудниках страхового рынка Украины, но большей частью речь идет о менеджерском составе. Что же касается агентов, то мы не можем отказывать соискателям из других компаний в трудоустройстве. Также хотелось бы подчеркнуть, что в стратегии развития СК “Добробут” отсутствует пункт о целенаправленном переманивании агентов других компаний. Более того, основной стратегической задачей была утверждена цель “выращивать” высококлассных агентов из собственных сотрудников, для чего в сентябре 2011 г. СК “Добробут” открыла собственную школу страхового агента”,— отметил Игорь Нестеров, председатель наблюдательного совета СК “Добробут”. По его словам информация о завышенных комиссиях не имеет под собой никаких оснований, так как СК “Добробут” работает на рынке Украины уже более 10 лет исключительно в законодательном поле. “Комиссионное вознаграждение по ГО в СК “Добробут” — максимальное: 10% — для физических лиц, 15% — для юридических лиц”,— добавил он. При этом любопытно, что, по данным МТСБУ, за 10 месяцев СК “Добробут” вошла в топ-10 продавцов “автогражданки”.

Главным бичом страхового рынка действительно является критическая нехватка квалифицированных сотрудников, в том числе и страховых агентов. Потому переманивание агентов и даже целых подразделений на рынке, увы, не редкость. Ранее о подобных прецедентах заявляли в СГ “ТАС”, откуда недобросовестные конкуренты увели целую региональную дирекцию. Но финансовый кризис снова вынуждает страховщиков отчаянно бороться за клиентов, чьи финансовые возможности стали более скромными. Методы борьбы — в основном финансовые. Так, например, согласно копии письма, адресованного МТСБУ СО “Ильичевское”, копией которого располагает редакция, представлены объявления и акции ряда страховщиков, размещенные на сайтах avtocivilka.kiev.ua, civilka.com.ua, avtocivilka-kiev.com.ua, fins.com.ua, avtocivilka.org.ua, avtomotopolis.kiev.ua, kupiskidku.com. На всех сайтах предлагается возможность приобрести полис обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев со скидкой 15-50%. Среди компаний, предлагающих скидки, — СК “Аска”, “Лафорт”, “Интертрансполис”, ВУСО, “Добробут”, “Брокбизнес”, “Провiдна” и другие. Хотя, согласно постановлению КМУ №358, норматив на ведение страхового дела не должен превышать 20%. Такие расчеты государства вполне обоснованы, ведь страховщику необходимо сформировать резервы для будущих выплат. Размер этих резервов должен составлять 73% чистых страховых платежей. Потому при условии предоставления клиенту подобных скидок компания сталкивается с проблемой недорезервирования, рискуя будущими выплатами клиентам. Второй момент — компания вынуждена покрывать другие аквизиционные затраты (выплата комиссионных, зарплата сотрудников, плата за аренду офисов и другие платежи) из своего кармана.

Стоит упомянуть, что стратегия ценового демпинга очень распространена на украинском страховом рынке. В начале деятельности страховщик намерено предлагает клиентам скидки, чтобы нарастить страховой портфель, а уже впоследствии занимается его сегментированием. Но такая стратегия срабатывает только в случае, если акционеры страховщика согласны финансировать заведомо убыточную деятельность компании. Но в нынешних условиях немногие СК могут похвастаться финансовыми вливаниями со стороны акционеров. Более того, страховщики все чаще заявляют о необходимости снижения затрат на ведение бизнеса. В последнее время такую тактику избрали в НАСК “Оранта” и в группе компаний АХА.

В ЛСОУ о ценовом демпинге знают, но уверены, что решение должно быть продиктовано желанием самих СК придерживаться правил честной игры. Назначенное расследование предположительно продлится до конца января. “По его итогам будут приняты решения о возможности исключения нечестных страховщиков из рядов ЛСОУ. Мы диктуем правила добросовестной конкуренции. Кроме того, мы намерены инициировать изменения в профильный закон об “автогражданке”, расширив возможности МТСБУ. Целью является предоставление бюро права оценивать действия страховщиков на предмет недобросовестности и связать исключение из рядов МТСБУ с аннулированием лицензии на этот вид Госфинуслуг. Более того, нечестные компании должны лишаться права повторно получить лицензию на ГО в течение трех лет”,— предлагает Наталья Гудыма, президент ЛСОУ.

По информации “Экономических известий”, президиум МТСБУ также назначил проведение аудита в СК “Добробут” и “Украинской экологической страховой компании”.

Регина ДАЦЮК