Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Sgovorilis_protiv_Gazproma.html?print

Сговорились против “Газпрома”

Газета.Ru, 27 октября 2011. Опубликовано 12:01 27 октября 2011 года
ФАС уличила в сговоре производителей труб для “Газпрома” и “Транснефти”.

ФАС уличила в сговоре производителей труб для “Газпрома” и “Транснефти”. Компаниям может грозить оборотный штраф, но эксперты рынка не понимают, на чем основаны претензии антимонопольной службы. В России всего четыре компании производят трубы большого диаметра, и они просто не могут не согласовывать свои действия.

Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против компаний, поставлявших трубы “Газпрому”. ФАС считает, что “Трубная металлургическая компания”, ОАО “ОМК-Сталь”, ЗАО “Ижорский трубный завод” (структура “Северстали”) и группа ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод) нарушили закон о конкуренции, заключив соглашения, которые могли привести к разделу рынка по территориальному принципу, объему продаж, ассортименту товаров и составу продавцов.

К такому выводу антимонопольное ведомство пришло по итогам инспекции, проведенной в отношении компаний в сентябре-октябре. В ее ходе были обнаружены документы, в соответствии с которыми производители труб большого диаметра (ТБД) в период с 2008-го по 2011 годы согласовывали графики поставок своему крупнейшему потребителю — “Газпрому”. Поставки были разделены в зависимости от того, какому из проектов монополии требовались трубы (территориальный принцип), а также в зависимости от размеров и классов прочности труб, то есть по ассортименту, и по составу поставщиков.

“Фактически участники рынка отказались от конкуренции и координировали свою деятельность, что, несомненно, носит признаки ограничения конкуренции”, — заявил глава управления контроля промышленности ФАС Максима Овчинникова.

В 2011 году ситуация изменилась: “Газпром” начал проводить процедуру конкурентных закупок.

За такие нарушения на компании-нарушители может быть наложен оборотный штраф (определенный процент от оборота компании на данном рынке), отмечает Юлия Тормагова из юрфирмы “Вегас Лекс”. Точный размер штрафа определяется ФАС.

ТМК, ОМК и ЧТПЗ от комментариев отказались. Представитель “Северстали” сообщил, что в компании ждут официального запроса от ФАС и готовы к сотрудничеству с антимонопольным ведомством.

По мнению экспертов, претензии ФАС выглядят странно с учетом реалий рынка ТБД.

“Российский рынок труб большого диаметра очень узок и всегда таким был: всего четыре поставщика и два покупателя — “Газпром” и “Транснефть”, — объясняет аналитик Номос-банка Юрий Волов. Позиции покупателей, в силу того что их всего два, сильнее, чем у продавцов, добавляет эксперт, к тому же “Газпром” и “Транснефть” обладают большим влиянием. “Поэтому нынешняя ситуация на рынке ТБД — это достигнутый и уже устоявшийся баланс между желаниями продавца и покупателя, — говорит Волов. — И нарушить его тяжело”.

Рынок ТБД из-за малого числа игроков является олигопольным, соглашается Олег Петропавловский из ИК БКС. “В рамках такого рынка не бывает так, чтобы компании работали несогласованно, — говорит он. — Тем более что “Газпром” фактически диктует условия и заставляет их согласовывать свои действия”.

Производители труб большого диаметра завышать цены на свою продукцию не могут и чисто технически. С 2008 года цены привязаны к ценам на горячекатный лист и трубные заготовки, которые, в свою очередь, привязаны к ценам на сырье.

“Газпром” претензий к поставщикам труб не имеет. В конце сентября глава монополии Алексей Миллер провел на Челябинском трубопрокатном заводе совещание, в котором принимали участие представители ТМК, ОМК, ЧТПЗ и “Северстали”. В ходе совещания было отмечено, что доля российских ТБД в закупках “Газпрома” составляет 90%. И в 2011 году компания намерена увеличить закупки труб большого диаметра примерно на 30% — до 2,1 млн тонн.

Миллер заявил, что “Газпром” продолжает последовательно поддерживать российских трубопроизводителей и намерен следовать этому правилу и впредь. Но только в том случае, предупредил Миллер, если отечественная продукция “будет полностью соответствовать требованиям компании по цене и качеству, а также являться конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами”.

Алексей ТОПАЛОВ