Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Roman_Abramovich_svernul_s_dorogi.html?print

Роман Абрамович свернул с дороги

Коммерсант, №6, 18 января 2010. Опубликовано 17:11 18 января 2010 года
В кризис инфраструктурное строительство, основанное на госзаказах, очень сильно падает в объемах, и выживать компаниям трудно.

Как стало известно “Коммерсанту”, компания “Миллхаус” Романа Абрамовича передает свои доли в ЗАО “Инфраструктура” и ОАО “Мосинжстрой” (специализируются на инфраструктурном строительстве) партнеру по бизнесу Валерию Абрамсону. Взамен господин Абрамсон отдает свои доли стоимостью около $70 млн в нескольких девелоперских проектах “Миллхауса”. Капитализация инфраструктурных компаний практически не увеличивается, так как бизнес основывается на выполнении госзаказа, объемы которого к тому же сильно упали в кризис, объясняют решение Романа Абрамовича эксперты.

О том, что “Миллхаус” выходит из инфраструктурного бизнеса, “Коммерсанту” рассказал источник, близкий к обоим акционерам ЗАО “Инфраструктура” (ЗАО на паритетных началах принадлежит “Миллхаусу” и Abramson Group Валерия Абрамсона; портфель госзаказов на начало 2009 года — около 35 млрд руб.). Теперь “Инфраструктура” будет полностью контролироваться господином Абрамсоном. За свою долю в ЗАО, а также в ОАО “Мосинжстрой” (компании, близкие к “Инфраструктуре”, приобрели израильскую фирму, владеющую 86% акций ОАО в апреле) “Миллхаус” получит доли господина Абрамсона в их совместных девелоперских проектах. “Так обе стороны реструктуризируют свои активы”,— пояснили представитель “Миллхауса” Джон Манн и Валерий Абрамсон. Детали они раскрыть отказались.

Собеседник “Коммерсанта” уточнил, что речь идет о миноритарной доле господина Абрамсона в проекте бизнес-парка “Крылатские холмы” (первая очередь площадью 58 тыс. кв. м на Рублевском шоссе работает с 2005 года; вторая — в стадии проектирования). Размер доли он не называет, но, по его словам, в денежном выражении она оценивается примерно в $70 млн. По мнению игроков рынка, стоимость только первой очереди проекта как минимум $200 млн. Источник “Коммерсанта” в “Инфраструктуре” утверждает, что у господина Абрамсона остались совместные проекты с “Миллхаусом”, но не уточняет какие. “Миллхаусу” принадлежит также бизнес-центр “Балчуг Плаза” (19,3 тыс. кв. м), земли в Подмосковье, в том числе в Сколкове (около 26 га), где планируется строительство гольф-клуба и др.

По словам собеседника “Коммерсанта”, близкого к обоим акционерам ЗАО, господин Абрамович продолжит участвовать вместе с “Инфраструктурой” в проекте “Западный порт” (транспортный терминал рядом с “Москва-Сити”) и строительстве самого большого в мире тоннелепроходческого щита (диаметр 19 м, заморожен из-за кризиса). Именно с идеи создания этого щита весной 2008 года и начался совместный бизнес Абрамовича и Абрамсона. Партнеры планировали превратить “Инфраструктуру” в крупный инфраструктурный холдинг, для чего было совершено несколько сделок, в частности покупка “Мосинжстроя” (МИС, сделка оценивалась в $150 млн).

“В кризис инфраструктурное строительство, основанное на госзаказах, очень сильно падает в объемах, и выживать компаниям трудно. Рынок восстановится не раньше чем через два года”,— говорит гендиректор ЗАО “Штрабаг” Александр Ортенберг. По его мнению, инфраструктурный бизнес нехарактерен для “Миллхауса”, привыкшего инвестировать в компании, которые можно капитализировать. “При строительстве инфраструктуры получение прибыли идет в процессе работы и капитализация компании не растет”,— говорит он. Источник “Коммерсанта”, близкий к господину Абрамовичу, соглашается с этими рассуждениями, отмечая, что профильными для компании являются инвестиции в металлы и девелопмент. “Миллхаусу” принадлежит доля в Evraz Group и 16% компании “Снегири девелопмент” (получены в счет погашения долга бывшего миноритария Игоря Нестеренко).

“Инфраструктурному бизнесу в России нужно пройти долгий путь, чтобы стать интересным для иностранного инвестора”,— добавляет господин Абрамсон. “Видимо, “Миллхаус” надеялся сделать структуру этого бизнеса более гибкой и прозрачной, но это не удалось, о чем говорит в том числе ситуация вокруг “Мосинжстроя””,— добавляет господин Ортенберг. После того как ЗАО объявило о покупке МИС, у компании возник конфликт с правительством Москвы, владеющим “золотой акцией” и являющимся заказчиком основной части работ ОАО. Город не признавал нового владельца и только в декабре прислал своего представителя на собрание акционеров МИС.

Ольга СИЧКАРЬ