Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Revolyutsiya_formatov.html?print

Революция форматов

Инвест газета, 17 августа 2009. Опубликовано 08:44 18 августа 2009 года
Смогут ли украинские операторы спутникового телевидения потеснить кабельный формат.

Несколько лет тому назад соседство кабельного и спутникового телевидения можно было назвать вполне комфортным. Но сейчас соседи становятся все более несговорчивыми. Им тесно на одном рынке.

Мирное соседство, в котором до последнего времени пребывали операторы обоих форматов, подходит к концу. Безмятежность их сосуществования была во многом обусловлена тем, что свою экспансию они начинали совершенно по-разному. Кабельщики покрывали города с высокой плотностью населения: прокладывать кабель наиболее целесообразно в местах большого скопления народа. В то же время вышедшие на рынок гораздо позднее спутниковые операторы принялись за населенные пункты, где телевизионное покрытие было наиболее слабым. В результате спутниковое покрытие небольших городов и сельской местности в 2009 году достигло 20%, а в крупных городах на уровне всего 7%. Операторы кабельного ТВ хозяйничают в городах с населением 50 тыс. и более (покрытие 53%), а в селах их доля ничтожно мала. Однако это вовсе не означает, что спутник не интересуют крупные города. Кого не привлечет мегаполис с его высокой платежеспособностью? Здесь то их интересы и пересеклись.

Холодная война

Согласно исследованиям компании “GfK Украина”, в последние годы спутниковое ТВ продолжает свое стремительное развитие. Так, в 2008 году оно показало 80%-ный рост абонентской базы, а в первом полугодии 2009 года количество абонентов выросло еще на 30%. В то время как кабельный формат в своем развитии практически остановился.

Между тем Алина Сигда, пиар-менеджер одного из крупнейших отечественных кабельных операторов “Воля”, утверждает, что даже в кризисный период компания сумела нарастить абонентскую базу. “Правда, темпы роста были гораздо ниже тех, которые наблюдались в предыдущие годы”, — подчеркнула она.

До последнего времени борьба операторов была негласной и меры по повышению конкурентоспособности сводились к улучшению торгового предложения и повышения технической составляющей, позволяющей давать более качественную картинку. Игроки рынка утверждают, что серьезных ценовых войн не было, так как все провайдеры, работающие в лицензионном поле, заняты решением одной и той же задачи — снижением себестоимости своих услуг. Похоже, что даже воинственно настроенные игроки просто не потянут “военных расходов”. Ведь доходная часть операторов платного телевидения, к которым в полной мере относятся операторы кабельного и спутникового форматов, прежде всего состоит из поступлений от абонплаты. Так, на текущий момент подключение к кабельному оператору обойдется абоненту около 70 грн. при минимальной ежемесячной абонплате от 15 грн., в то время как услуги спутникового ТВ-провайдера будут стоить, соответственно, несколько сот гривен за подключение и от 100 грн. — месячная абонплата. К тому же одноразовые затраты на оборудование — несколько тысяч гривен.

Между тем, согласно данным компании “GfK Украина”, лишь 38% предоставляемых кабельных и спутниковых услуг оплачивается абонентами. Доходы от предоставления рекламы, взимание платы с некоторых каналов и предоставление интернет-доступа (кабельными операторами) дают гораздо меньше поступлений. В то время как расходы на закупку нового оборудования, поддержание технического состояния сетей, лицензионные отчисления в основном производятся в валюте, которая за время кризиса подорожала более чем на 60%. На фоне столкновения технологий передачи ТВ-сигнала двух основных форматов сдает позиции эфир, а совсем молодые IPTV и мобильное ТВ, напротив, все громче заявляют о себе, привлекая внимание современной аудитории.

Ирина ГОСУДАРСКАЯ