Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Renault_ostavit_Frantsii_nemnogo_Clio.html?print

Renault оставит Франции немного Clio

Коммерсант-Украина, №6, 18 января 2010. Опубликовано 10:50 18 января 2010 года
Намерение автоконцерна Renault перенести производство новой модели Clio в Турцию спровоцировало громкий скандал.

Под давлением президента Франции Никола Саркози компании пришлось частично отказаться от своих планов. Конфликтом уже заинтересовалась Еврокомиссия.

В минувшую субботу президент Франции Никола Саркози провел экстренное совещание с гендиректором Renault Карлосом Гоном и исполнительным директором Патриком Пелата. Поводом стала появившаяся в СМИ информация о том, что Renault хочет перенести производство новой модели Clio IV из Франции в Турцию. Итогом беседы стал отказ Renault от полного переноса производства. Концерн “продолжит выпуск существующих Clio и будет производить часть Clio IV на заводе во Флене”,— говорится в заявлении Елисейского дворца. Хотя сам концерн пока не подтверждает это официально.

Впервые о планах Renault написала La Tribune 8 января. Как сообщало издание, производство новой Clio будет перенесено с завода во французском Флене в турецкий Бурса. Но представители Renault, а затем и коммерческий директор концерна Жером Стол опровергли сообщение, заявив, что решение о переносе запланированного на 2013 год производства Clio IV пока не принято. Турецкий партнер Renault — группа Oyak — также сообщал, что переговоры по этому вопросу продолжаются.

Renault Clio выпускается с 1990 года. Сейчас производится третье поколение на заводе во Флене и частично в Турции. На заводе во Флене работает 3,3 тыс. сотрудников, в первой половине 2009 года было выпущено 64,7 тыс. Clio III.

“Идея о переносе производства будущей модели Clio в Турцию не удивляет,— говорит аналитик Credit Suisse Стюарт Пирсон.— Как все автопроизводители, Renault должен контролировать свои затраты”. Но новость спровоцировала резкую критику со стороны властей страны (владеют 15% концерна). Неделю назад министр промышленности Франции Кристиан Эстрози заявил, что они не позволят Renault переносить производство и не исключил, что правительство может увеличить долю в компании до 20%. “Если французский автомобиль предназначается для продажи во Франции, он должен производиться во Франции”,— заявил министр.

Чиновник подчеркнул, что правительство вмешивается в дела Renault исключительно как акционер и не связывает это с выделенной в 2009 году концерну помощью. Не остался в стороне и президент Франции. “Мы выделяем деньги на поддержку автопрома не для того, чтобы наши заводы переезжали за границу,— заявил Никола Саркози.— Я категорически не согласен с тем убеждением, что крупные компании не имеют национальности только потому, что они являются мировыми”.

Вмешательство властей в стратегию Renault вызвало обеспокоенность в Брюсселе. Еврокомиссия назвала его “экономическим национализмом” и направила письмо с требованиями разъяснить высказывания министра. “Комиссию не беспокоит перенос производства в Турцию: нас беспокоят высказывания министра промышленности”,— заявил пресс-секретарь ЕК Джонатан Тодд. Кроме того, еврокомиссар по вопросам конкуренции Нели Крус намерена добиться от Франции гарантий, что предоставленная автопрому помощь не повлияет на выбор стратегии концернами. В феврале 2009 года Renault и Peugeot Citroen получили по 3 млрд евро в обмен на обещания не закрывать заводы в стране и сохранить рабочие места.

Тамила ДЖОДЖУА