Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Rashodi_gosbyudgeta2022_virosli_pochti_na_400_mlrd_grn_Denegnie_sredstva_poydut_na_armiyu.html?print

Расходы госбюджета-2022 выросли почти на 400 млрд грн. Денежные средства пойдут на армию

Forbes-Украина, 20 октября 2022. Опубликовано 17:00 20 октября 2022 года
Повлияет ли это на курс и инфляцию?

Верховная Рада внесла изменения в госбюджет 2022 года. Народные депутаты увеличили расходы на 387 млрд грн. Большая часть средств будет направлена на нужды безопасности и обороны. Запланировано финансирование за счет дополнительных внутренних заимствований. Где правительство будет искать средства и как это повлияет на инфляцию и девальвацию гривны?

14 октября депутаты уже в восьмой раз с начала войны увеличили расходы государственного бюджета. В этот раз — на рекордные 387 млрд грн. Соответствующий законопроект №8126 был принят в целом. Большинство средств будет направлено на финансирование армии. Общий бюджет сектора обороны уже превышает 1,6 трлн грн, что на 100 млрд больше, чем весь размер бюджета 2021 года.

“Источник покрытия — внутренние заимствования (в том числе “печать”)”, — сообщил первый заместитель председателя парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк.

Для чего дополнительные деньги из госбюджета

“С начала года изменениями в бюджет расходы на нужды безопасности и обороны увеличены ориентировочно на 812 млрд гривен, — прокомментировал глава бюджетного комитета ВР Юрий Аристов. — Каждая вторая гривна в 2022 году направляется на оборону, и эта сумма в 4,85 раза превышает аналогичный показатель за прошлый год”.

Еще в начале марта правительство сообщило, что семьи погибших украинских военных смогут получить единовременную финансовую помощь в размере 15 млн грн, это гарантируется Постановлением Кабмина №168. По словам Железняка, нынешнее увеличение госбюджета должно профинансировать эти выплаты. Если такое количество денег будет выплачено населению, это может оказать существенное влияние на инфляцию, показатели которой продолжают расти. В сентябре годовая инфляция в Украине ускорилась до 24,6%.

Из всей суммы 268 млрд грн выделено на программу “Обеспечение деятельности Вооруженных Сил Украины, подготовка кадров и войск, медицинское обеспечение личного состава, ветеранов военной службы и членов их семей, ветеранов войны”, — говорит Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций.

В то же время, обновленного паспорта этой бюджетной программы нет, говорит эксперт. В законопроекте не прописано, какое количество средств может быть выплачено людям в качестве компенсации. В старой программе (которая была до 24 февраля) было прописано, что туда входят расходы на горюче-смазочные материалы, фортификационные сооружения и питание, отмечает Бетлий.

Также предусмотрено, что дополнительные 92 млрд грн будут израсходованы на развитие, закупку, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования. Это нужная статья расходов, поскольку помощь партнеров покрывает эти потребности далеко не всегда, говорит Бетлий.

Куда направят дополнительное финансирование госбюджета:

Воздействие на инфляцию и курс гривны

“Любое расширение дефицита бюджета оказывает негативное влияние на устойчивость публичных финансов и экономики, — говорит Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии. — Но особого выбора нет, такие вещи нужно финансировать.

По ее словам, увеличение расходов на оборонные нужды было неизбежно. Поступление денежной помощи от иностранных партнеров нерегулярно. Так, в сентябре иностранные вливания упали более чем вдвое по сравнению с $4,7 млрд в августе. А с начала войны Украина получила почти $22 млрд финансовой помощи от доноров, но это на $13 млрд меньше обещанного.

Пока оценить влияние законопроекта на инфляцию и девальвацию сложно. “Если это будут выплаты людям — это повлияет как на инфляцию, так и на валютный рынок, — говорит Бетлий. — Если средства будут рассеяны между разными статьями, влияние будет зависеть от распределения финансирования”.

Ключевой вопрос: как государство планирует профинансировать возросшие расходы?

Законопроект предусматривает, что все финансируется за счет внутренних заимствований. “Найти почти 400 млрд грн на внутреннем рынке невозможно”, — говорит Михаил Демкив, финансовый аналитик компании ICU. С ним согласна и Бетлий. “Если говорить о рыночных размещениях военных облигаций, этот план выглядит нереалистичным”, — говорит эксперт.

Последний аукцион Минфина по привлечению средств через размещение ОВГЗ был удачным: в госбюджет привлекли 17,22 млрд грн в эквиваленте. Большая часть средств была привлечена через валютные ОВГЗ. В то же время, дальнейшее сохранение Минфином низких ставок на первичных аукционах не способствует формированию спроса на военные бонды в значительных объемах. Привлечения в нацвалюте уменьшаются. Финансирование дефицита бюджета критично зависит от эмиссии НБУ и международной помощи.

Если депутаты рассчитывают на существенный рост прямого финансирования дефицита Нацбанком, то это приведет к рискам, о которых говорит НБУ: большая инфляция и большие проблемы на валютном рынке, в частности стремительная девальвация гривны, говорит Бетлий.

С начала войны НБУ выкупил 327,5 млрд грн и еще 75 млрд грн запланировано до конца года. Так что осуществить эмиссию почти аналогичного объема до конца года — это незаурядная задача, на которую руководство Нацбанка, очевидно, не пойдет.

Недавнее изменение руководства Нацбанка может привести к изменению политики регулятора в части эмиссионной помощи правительства для финансирования дефицита бюджета, предполагают специалисты Центра анализа публичных финансов и публичного управления при Киевской школе экономики.

Однако новый Глава НБУ Андрей Пышный перед назначением отметил, что “эмиссии должна быть контролированной и не должна быть единственным источником финансирования. Эмиссия должна быть только в пределах макроэкономических показателей, которые определяет НБУ”. Риск, что НБУ запустит печать средств, аналитики оценивают как низкий.

Скорее всего, будут финансировать расходы внешними средствами в виде грантов и кредитов (в частности, от ЕС), считает Демкив из ICU. “Подозреваю, что осторожный Кабмин не может закладывать такие вещи в проект бюджета”, — говорит он.

Обещанная и предоставленная Украине международная финансовая помощь по состоянию на 17 октября /инфографика Forbes Украина

Обещанная и предоставленная Украине международная финансовая помощь по состоянию на 17 октября Фото инфографика Forbes Украина

Донорская помощь поступает нерегулярно, но правительство надеется, что потребности этой осенью помогут перекрыть партнеры в достаточном объеме, чтобы НБУ мог печатать только “плановые” 30 млрд в месяц. Украина должна получить следующий пакет макрофинансовой помощи от ЕС в сумме €5 млрд тремя траншами. Первый — в сумме €2 млрд — ожидается в октябре. Также Украина должна получить грант от США в сумме $4,5 млрд.

“Оборонку мы финансируем из доходов и заимствований, в том числе через НБУ, а международная помощь перекрывает другие расходы”, — объясняет Мария Репко из ЦЭС.

С начала войны иностранная помощь покрыла 56% потребности в дополнительном финансировании бюджета (дефицит и погашение долгов) — объема, который не удалось собрать в виде налогов и пошлин, посчитали в ЦЭС.

В общей сложности иностранная помощь ориентировочно покрыла 36% расходов бюджета с начала полномасштабной войны, а налоги и пошлины чуть больше — 38%. Остальные профинансировали печатью гривны НБУ (18%) и военными облигациями (8%). 

Светлана ЗАРАЖЕВСКАЯ