Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/RGD_otigrali_dve_pribili.html?print

РЖД отыграли две прибыли

Газета.Ru, 14 января 2013. Опубликовано 11:44 15 января 2013 года
РЖД отыграли в суде штраф ФАС в 2,24 млрд рублей за ограничения на рынке грузоперевозок.

Арбитраж отменил штраф в 2,24 млрд рублей, наложенный ФАС на РЖД за “вагонный кризис” 2010—2011 годов. Антимонопольное ведомство полагало, что монополия злоупотребила доминирующим положением на рынке грузоперевозок, но компании удалось убедить суд в своей невиновности.

Московский арбитражный суд удовлетворил иск “Российских железных дорог” (РЖД), признав недействительным постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о привлечении РЖД к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением.

6 ноября 2012 года ФАС наложила на РЖД штраф в размере 2,2 млрд рублей — две прогнозные чистые прибыли монополии за 2013 год. Но суд решил полностью отменить оспариваемое постановление службы, сообщает “Интерфакс”.

Административное дело в отношении РЖД было возбуждено по заявлениям десятков компаний, девяти объединений грузоотправителей, чиновников и региональных прокуратур. Они указывали на рост транспортных затрат при перевозке грузов по железной дороге в 2010—2011 годах, увеличение “вагонной” составляющей в затратах, массовую неотправку грузов. РЖД либо неполностью согласовывала, либо вообще отказывала в согласовании перевозок, утверждали грузоотправители.

В 2010—2011 годах монополия стала работать с “дочками”, ПГК и ВГК, через агентские структуры. “Суть в том, что РЖД в два раза подняла стоимость вагонов, которые сдает в аренду, — пояснял в декабре в интервью “Газете.Ru” глава ФАС Игорь Артемьев. — Это сделано хитро, через обратную аренду у “дочек”. Как монопольный перевозчик, она этого делать не могла”.

В результате на рынке был избыток вагонов, но предоставляли не весь подвижной состав, говорят в ФАС. “Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса — с 75% до 35%”, — говорилось в сообщении ведомства по результатам расследования. Стоимость перевозок увеличилась на 30% и более, утверждали в ФАС.

В РЖД тогда ответили, что компания считает парк ПГК и ВГК частным — вагоны были переданы этим компаниям в уставный капитал, так что принуждение их предоставлять вагоны по регулируемым ценам в качестве вагонов инвентарного парка “перечеркивает уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора”. Решение антимонопольной службы противоречило планам правительства по реформированию отрасли и выделению вагонной составляющей, заявили в компании, обвинив ФАС в попытке перечеркнуть решения правительства по демонополизации грузового вагонного парка.

В ходе судебного рассмотрения штрафа РЖД антимонопольная служба просила отложить иск, так как в ближайшие дни планирует подать кассационную жалобу по другому делу, которое имеет отношение к иску. Но суд отклонил ходатайство ФАС России.

“Если суды решат не в нашу пользу, все останется в экономике как есть, — комментировал Артемьев возможный проигрыш по иску. — Но с нашей подачи правительство уже заговорило об этой теме”.

Алина ЧЕРНОИВАНОВА, Екатерина КАРПЕНКО