Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Prodayut_v_ubitok.html?print

Продают в убыток

Ведомости, №193, 13 октября 2010. Опубликовано 11:31 13 октября 2010 года
Программа утилизации не помогла дилерам “АвтоВАЗа” повторить его успех.

После громких банкротств завод ограничил поставки своим дилерам, и их выручка росла медленнее, чем у “АвтоВАЗа”.

Сокращение собственной дилерской сети предусматривает бизнес-план завода до 2020 г. Но уже в следующем году она сократится более чем вдвое: останутся около 50 центров, которые будут обеспечивать примерно 15% сбыта, рассказывал в сентябре вице-президент по продажам и маркетингу Артем Федосов. Из отчета “АвтоВАЗа” по МСФО за первое полугодие стало ясно, почему он торопится: дела у дилерского сегмента идут много хуже, чем у автомобильного.

После запуска в марте программы утилизации продажи “АвтоВАЗа” стали быстро расти: за первое полугодие в России продано 220 774 Lada, на 23% больше, чем годом ранее. Выручка автомобильного сегмента (производство и продажа автомобилей, машинокомплектов и запчастей) прибавила 46% — до 58,8 млрд руб., а убыток по РСБУ сократился в 23 раза до 612 млн руб. Но выручка дилерского сегмента увеличилась на 16,9% до 15,6 млрд руб., а убыток снизился лишь на 14% до 408 млн руб.

Многие дилеры “АвтоВАЗа” оказались в тяжелом положении, а завод им практически не помогал, из-за чего у них были сложности с финансированием, объясняет бывший сотрудник “АвтоВАЗа”. Дилерская сеть завода объединена в его 100%-ную “дочку” “Лада-сервис”, которая владеет контрольными пакетами акций 77 региональных дилеров. Рыночная доля “Лада-сервиса” к началу 2010 г. сократилась до 17%, говорит директор по внешним связям “АвтоВАЗа” Игорь Буренков, несмотря на банкротство в прошлом году крупных дилеров, включая “Элекс-полюс” и “Инком-авто”.

Без поддержки завода многие дилеры “Лада-сервиса” оказались на грани банкротства, автозавод ограничивал им поставки машин и их продажи шли неважно, признает Буренков. Среди них “Саратов-Лада”, “Ростов-Лада”, “Кубань-Лада”, на которые до кризиса приходилась значительная доля продаж, уточняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”. По данным “СПАРК-Интерфакса”, в 2009 г. выручка “Ростов-Лады” сократилась в 2,1 раза до 668 млн руб., а убыток вырос в 12 раз до 90,6 млн. У “Саратов-Лады” выручка упала в 3,1 раза до 440,5 млн руб., а долг к концу года достиг 285,7 млн.

К концу полугодия мировые соглашения с кредиторами подписали и доля “Лада-сервиса” вновь растет: сейчас она около 25%, уверяет Буренков.

Получить комментарии “Саратов-Лады” и “Ростов-Лады” не удалось. Руководитель отдела маркетинга “Кубань-Лады” Ольга Рогачева подтвердила, что из-за долгов в первые месяцы года “АвтоВАЗ” ограничивал поставки машин компании. “Весной договорились, но возник дефицит машин [из-за спроса в связи с утилизацией], а никаких преференций “АвтоВАЗ” для своих “дочек” не делает”, — говорит она.

В кризис стало очевидно, что сеть “АвтоВАЗа” работает неудовлетворительно: дилеры плохо умеют продавать, а многие еще и перегружены долгами, констатирует гендиректор “Автостата” Сергей Целиков. В такой ситуации “АвтоВАЗ” сильно рисковал бы, если бы не ограничивал поставки. Удовлетворительно работают лишь около 50 компаний “Лада-сервиса”, их и оставит “АвтоВАЗ”, отказавшись от безнадежных, резюмирует он.

Алексей НЕПОМНЯЩИЙ