Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Prezident_ostalsya_bez_mikrofona.html?print

Президент остался без микрофона

Экономические известия, №48, 20 марта 2009. Опубликовано 10:25 20 марта 2009 года
Согласно принятым вчера законодательным изменениям, НТКУ и НРКУ меняют статус госпредприятий на статус государственных телерадиоорганизаций, а организационно-правовые уставы вещателей утверждаются теперь Кабинетом министров.

Но главным изменением стало то, что отныне президент не имеет никакого отношения к назначению руководителей НТКУ и НРКУ. Теперь правом назначать и увольнять глав государственных вещателей обладает исключительно Верховная Рада (предложение должны поддержать не менее трети народных депутатов от конституционного состава).

С одной стороны, относительно прав президента назначать руководителей Национальной телекомпании и радиокомпании действительно были сомнения. “Эти полномочия делегировались ему скорее по инерции, и юристы давно говорили, что с изменениями в Конституции президент лишился этого права. Однако сейчас это больше походит на борьбу за мощный информационный ресурс перед выборами, в которой президент потерпел поражение. В любом случае это не является шагом к увеличению прозрачности механизмов деятельности и деполитизации государственных телерадиокомпаний, которые в глобальном смысле должны перестать существовать и уступить место общественным каналам вещания” — считает Виктория Сюмар, исполнительный директор Института массовой информации.

На сам рынок либо же на принципы деятельности национальных теле- и радиокомпаний переподчинение вряд ли сильно повлияет. Тем более что и НТКУ, и НРКУ должны быть реорганизованы в будущем в общественные, а не государственные, вещатели. “Когда руководство НТКУ и НРКУ назначает парламент как представительский орган, это действительно нужно воспринимать как шаг к основам общественного вещания. Шаг, безусловно, в правильном направлении, но я не считаю его революционным”, — говорит Екатерина Мясникова, исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей. Ведь, по ее словам, нужно понимать, что без глубинных изменений как в структуре органов управления и контроля, так и в схеме финансирования государственных телерадиокомпаний, которая напрямую сейчас зависит от Кабинета министров, ни о каких кардинальных изменениях не может быть и речи.

С политической точки зрения такой шаг очень даже сейчас понятен: президент фактически теряет возможность влияния на достаточно мощный канал коммуникации с избирателями. Относительно возможной будущей ликвидации государственных вещателей (если, к примеру, будет принят недавно зарегистрированный законопроект Андрея Шевченко), то вряд ли можно всерьез надеяться, что система общественного вещания будет внедрена в ближайшем будущем. А пока этого не случится, именно парламентское большинство будет контролировать государственных вещателей. Кому это будет выгодно, мы точно узнаем только после смены руководства НТКУ и НРКУ. А вот кому не выгодно, видно уже сейчас.

Артем ВАКАЛЮК