Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Pravitelstvo_otkazivaetsya_ot_nadbavki.html?print

Правительство отказывается от надбавки

Коммерсант-Украина, №40, 6 марта 2009. Опубликовано 09:27 06 марта 2009 года
Премьер-министр Юлия Тимошенко предложила отменить временную дополнительную 13-процентную надбавку к пошлине на автомобили.

Девальвация гривны уже защитила рынок, а дополнительная пошлина его убьет, полагает премьер. И хотя это решение Кабмин мог сделать самостоятельно, премьер решила рискнуть убедить в необходимости этого шага парламент, что будет крайне непросто, отмечают эксперты

Премьер-министр Юлия Тимошенко обязала Минэкономики подготовить обращение к парламенту об отмене 13-процентной надбавки на ряд импортируемых товаров: “Давайте вносить в Верховную раду. Пусть это будет непопулярное решение для отечественных производителей, но нельзя допускать такие неравные условия. Курс (валют) и так отрегулировал экспорт-импорт, и еще 13% — абсолютно лишние”. По словам премьер-министра, в правительство поступил ряд обращений от дипломатических представительств различных стран, в которых они выражают возмущение введением пошлины. “Это прямо противоречит всем условиям работы с ВТО”, — отметила она.

Со вступления Украины в ВТО в мае 2008 года пошлины на импортные товары, в том числе на автомобили, были снижены с 25% до 10%. Но с наступлением кризиса для защиты внутренних производителей 23 декабря парламентарии приняли законопроект, введя дополнительную пошлину на ряд импортных товаров в размере 13%. Тогда законопроект ветировал президент, объяснив этот шаг противоречием требованиям ВТО. Но уже 20 февраля он подписал закон в новой редакции, которая предусматривала введение дополнительной пошлины в размере 13%. Закон вступает в силу с сегодняшнего дня.

Продажи автомобилей в этом году даже при низкой пошлине — рекордно низкие за последние несколько лет. В феврале было продано около 11 тыс. импортных автомобилей — почти в пять раз меньше, чем годом ранее, когда было продано около 50 тыс. автомобилей. “С такими показателями автопродаж Украина дошла до уровня 2003-2004 годов, и это еще до увеличения ввозной пошлины”, — говорит генеральный директор “Авто Интернешнл” (официальный импортер Mazda, Suzuki) Елена Дунина.

Падение объемов продаж импортных автомобилей уже отразилось на поступлениях в бюджет. За первые два месяца года в Украину импортировано более чем в четыре раза меньше автомобилей, оборудования и транспорта, чем годом ранее. По оценкам главы Гостаможслужбы Анатолия Макаренко, недопоступления в бюджет составляют от 500 млн грн до 1 млрд грн. “Часть компаний имеет большие запасы на складах. К примеру, нашей компании их хватит примерно на пять-шесть месяцев продаж”, — говорит гендиректор “АВТ Бавария” (официальный импортер BMW в Украине) Александр Тимофеев. Других производителей повышение пошлины вынудит импортировать автомобили под видом комплектующих либо ввозить их из России, с которой у нас действует соглашение о беспошлинном ввозе, отмечает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Инициатива по отмене пошлины, очевидно, встретит противостояние со стороны производителей. “Введение 13-процентной надбавки является одним из путей сохранения производства. Ведь если не будет производства, рабочих мест и зарплаты, автомобили вообще некому будет покупать”, — заявили вчера в корпорации “Укравто”.

Неслучайным эксперты считают и то, что правительство предлагает отменить повышение пошлин в парламенте. “У правительства есть право самостоятельно устанавливать или отменять торговую надбавку. Для этого им необходимо лишь обратиться в комитет по торговым ограничениям ВТО”, — говорит глава комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин (БЮТ). “Очевидно, в правительстве рассчитывают, что их позитивное решение с большой долей вероятности будет зарублено под корень 'плохим' парламентом”, — предполагает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.

Валерия МИРОШНИЧЕНКО

Юрий ПАНЧЕНКО