Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Pravitelstvo_delaet_edu_doroge.html?print

Правительство делает еду дороже

Экономические известия, № 61, 8 апреля 2011. Опубликовано 09:33 08 апреля 2011 года
По оценкам Украинской аграрной конфедерации (УАК), посевная подорожает как минимум на 5 млрд. грн. Подорожание стоимости посевных работ принесет осенью интересный ценовой сюрприз.

Именно на 5 млрд. грн. вырастут затраты сельхозпредприятий на выращивание зерновых, подсолнечника и сахарной свеклы при сохранении прошлогодней структуры посевов и повышении цен на нефтепродукты (30%) и минеральные удобрения (на 40%).

“В результате только за счет подорожания только двух составляющих себестоимости выращивания указанных сельхозкультур (нефтепродуктов и минеральных удобрений) их себестоимость, при прочих равных условиях, возрастет на зерно — 13%, подсолнечник — 10%, сахарную свеклу — на 14%”,— говорит Александр Ярославский, заместитель генерального директора УАК.

По словам представителей профильных ассоциаций, удельный вес топлива в себестоимости продукта растет от года к году на протяжении всего периода независимости.

“Каков удельный вес ГСМ в себестоимости производства? Очень и очень большой,— говорит Николай Сторожук, глава Ассоциации фермеров Украины.— Я смотрю, что когда я начал заниматься фермерством в 1992 г., тогда одна тонна дизтоплива стоила 3 тонны пшеницы, сейчас — 11 тонн”.
Причем по другим оценкам, эти показатели даже выше. Так, по данным проекта “Агроэффективность” Украинского клуба аграрного бизнеса, стоимость минеральных удобрений возросла на 50%, топлива — на 29%, семян — на 45%, зарплата — на 24%. Соответственно — по оценкам экспертов этой компании, только себестоимость зерна возрастет уже не на 13%, а на 28%.

Компенсировать увеличение себестоимости продукции могла бы высокая урожайность, но велики риски, что сельхозпроизводители будут вынуждены экономить как минудобрения, так и топливо. “При таком повышении цен на материально-технические ресурсы объемы их использования вряд ли останутся на прежнем уровне или возрастут,— считает Александр Ярославский.— Скорее всего, будет уменьшено количество внесения минеральных удобрений и число технологических операций, что снизит урожайность сельхозкультур и в конечном итоге повысит себестоимость их выращивания”.
Судя по всему, не слишком исправит ситуацию и правительственная инициатива с обеспечением аграриев более дешевым топливом. Предусматривалось, что Шебелинский ГПЗ будет поставлять ежемесячно сельхозпроизводителям до 12 тыс. т дизельного топлива и 10 тыс. т бензина А-76 по 7,7 и 7,9 грн. за 1 литр. Не сыграет особой роли и бензин, предоставляемый “Хлеб Инвестбудом” поставщикам по форвардным контрактам, который компания приобрела по льготным ценам у предприятий “Укргаздобычи”.

Как оказалось, сельхозпроизводителей не устраивает качество “льготного” бензина. “Есть государственная программа, по которой один из операторов рынка предоставляет аграриям дизельное топливо и бензин,— говорит Александр Ярославский.— Но, к сожалению, некоторые фермеры, особенно те, которые имеют высокопродуктивную технику импортного производства, стараются избегать использования этого топлива. Потому что говорят, что низкое качество и дороже будет стоить ремонт этой техники, нежели разница в ценах”.

Как сообщил ранее представитель департамента развития рынков растениеводства Министерства аграрной политики и продовольствия, аграрии приобретут 10 тыс. т топлива по сниженным ценам, а затем, вероятнее всего, откажутся от дальнейших его закупок из-за проблем с логистикой и качеством.

Поэтому нередко производителям сельхозпродукции приходится выходить на рынок, где цены совсем не льготные.

“Цены на нефтепродукты в Украине абсолютно ненормальны вообще и не поддаются никакому экономическому анализу,— считает Николай Сторожук.— Они удовлетворяют только личные интересы регулятора, который находится в тени. Это же относится и к торговцам нефтепродуктами”.

Не поможет аграриям и запоздавшая инициатива Кабмина со снижением акцизов. Так как снижение стоимости нефтепродуктов возможно лишь при стабилизации котировок нефти или же их снижении. К тому же, нефтетрейдеры наверняка будут отстаивать достаточно длинный промежуток времени, за который будут распродавать объемы, завезенные по старым ценам. Хотя ранее многие операторы заявляли, что работают с запасом не более 5-7 дней.

Даниил НЕСТЕРОВ