Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/PinchukArtCentre_gluboko_kopnul.html?print

PinchukArtCentre глубоко копнул

Экономические известия, № 187, 29 октября 2010. Опубликовано 12:17 29 октября 2010 года
Открылась экспозиция работ номинантов премии Future Generation Art Prize.

Завтра в центре современного искусства PinchukArtCentre для широкой общественности откроется выставка работ 21 художника-номинанта на получение премии Future Generation Art Prize. Имя победителя будет названо 10 января, а до этого времени каждый желающий сможет посмотреть, чем живут молодые художники (до 35 лет) из разных стран мира, и представить, в каком направлении будет двигаться современное искусство.

Несмотря на то, что в качестве одной из главных задач арт-премии Future Generation Art Prize ее учредители анонсируют открытие новых имен в мире искусства, к представленной экспозиции это относится с натяжкой. Многие из участников выставки ранее принимали участие в престижных международных бьеннале, на счету многих — персональные экспозиции и победы в конкурсах. Поэтому данная групповая выставка интересна в первую очередь тем, что дает возможность узнать, что вдохновляет и что беспокоит молодых художников по всему миру, какие темы выходят на первый план, какие изобразительные средства они выбирают и как будет в ближайшее время выглядеть современное искусство.

Стоит отметить, что многие продемонстрированные произведения были созданы специально для участия в конкурсе, или же были адаптированы и дополнены уже существующие проекты. И хотя организаторами была уже проведена масштабная селекционная работа (из более 6 тыс. заявок семь компетентных экспертов отобрали всего 20 художников), тем не менее некоторое представление о художественных процессах она все же дает. Учитывая и тот факт, что в экспозиции демонстрируются работы из 17 стран мира. Украину со своими новыми картинами представляет Артем Волокитин — победитель национальной премии PinchukArtCentre, которая была присуждена в декабре 2009 г.

Из представленного на выставке можно сделать вывод, что молодые художники отдают предпочтение относительно новым изобразительным средствам: разноплановые инсталляции, в том числе интерактивные, видеоарт, арт-объекты и фотография почти полностью вытеснили живопись. Идеи, заложенные в большинство концептуальных произведений, без помощи автора постичь и осознать практически нереально. И тут вряд ли помогут названия работ, которые сотрудники обещают развесить к официальному открытию.

Например, попав в пространство традиционного испанского бара в гостинице Munber художника Саймона Фудживары (Великобритания), без его объяснений никак не догадаться, что он размышлял над тем, как бы жилось его отцу в фашистской Испании, будь он гомосексуалистом. А слепок руки и бутылка оливкового масла — символ того, что многим мужчинам нетрадиционной ориентации во время правления Франко приходилось скрываться и мастурбировать, а хамон, оказывается, сделан из бумаги, на которой сохранились отпечатки порнографических фотографий. Ко всему этому стоит добавить исследование и переосмысление культурного наследия. Подобные сложности возникают с восприятием и пониманием работ большинства художников. Множество смыслов, семантических пластов и вариантов трактовок оставляют работы Николаса Глобо (Южная Африка) и др.

Однако стоит отметить, что в исследовании своего “я” во многих выставленных работах доминирует все же социальная тематика. Например, Зияд Антар размышляет над современным Ливаном, пустотой после войны и процессами экономической глобализации; пустоту, которая царит в пограничных курдских районах Турции, исследует Фикрет Атай. Китайская художница Чао Фэй анализирует глобальные изменения, когда цифровая реальность, виртуальные миры, аватары подменяют реалии физически существующего мира. Работы Мирсеа Николае исследуют экономическую и общественно-политическую структуру Бухареста, последствия потребления и т.п.

Инсталляции Клемента Холлерера демонстрируют особенный взгляд на вымышленную ситуацию в галерее — внешнее он помещает в пространство галереи, превращая само пространство в часть инсталляции. Рубен Очоа (США) также активно работает с пространством, его работы наглядно демонстрируют диссонанс природного ландшафта и застроенной среды.

Параллельно с групповой выставкой номинантов Future Generation Art Prize, на втором этаже арт-центра открылась персональная выставка патрона премии и члена жюри, художника Такаши Мураками. Для этой выставки Такаши Мураками создал две новые работы — обои и новую живописную картину, объединив их с тремя другими выдающимися работами: “Прикольные цветы”, “Мистер DOB в странном лесу” и “Император и его новое платье”. Выставка демонстрирует традиционные основы в его творчестве, корнями уходящие в японскую культуру, и тесную связь с современной поп-культурой Японии.

Светлана ГОРДЗИЕВСКАЯ