Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Otsenshchikov_izuchat.html?print

Оценщиков изучат

Экономические известия, № 32, 28 февраля 2012. Опубликовано 13:49 28 февраля 2012 года
Украина создает политические и экономические предпосылки для организации консорциума по управлению газотранспортной системой с участием российских и европейских партнеров, а в Москве продолжают заявлять о намерениях отказаться от украинского транзита.

“Нефтегаз” вчера открыл тендерные предложения компаний, которые захотели участвовать в конкурсе на проведение оценки украинской газотранспортной системы. Заявки подали четыре компании: “Томас&Симонова” (Киев), “Дафф&Фелпс” (США), “Бейкер Тилли Украина” (Киев), “Эрнст&Янг” (Киев). Как заявил зампредправления НАК Вадим Чупрун, оценка ГТС “позволит в перспективе создать работающий высокорентабельный бизнес-проект”. Под “бизнес-проектом” он подразумевает трехсторонний консорциум для управления и модернизации ГТС с участием России и Евросоюза. “Такая экономическая модель избавит нашу ГТС от политических инсинуаций”,— отметил топ-менеджер “Нефтегаза”.

Для создания консорциума Кабмин также инициировал внесение поправок в действующее законодательство, которое регламентирует функционирование внутреннего газового рынка. Эти изменения, в частности, подразумевают делегирование правительству полномочий по принятию решений об аренде ГТС и формах сотрудничества с инвесторами для ее модернизации. Завершив в прошлом году процедуру присоединения к европейскому Договору об Энергосообществе, Киев взял на себя обязательства изменить законодательство о газовом рынке, чтобы оно соответствовало требованиям ЕС по либерализации. Но на прошлой неделе оппоненты действующей власти помешали Верховной Раде рассмотреть поправки.

А также высказали опасения, что новые законодательные нормы позволят правительству передать контроль над ГТС России, поскольку появится возможность заключения договора о ее долгосрочной аренде, что, по их мнению, ничем не отличается от продажи. В результате переговоров между парламентскими фракциями были принято решение, что Кабмин доработает концепцию реформирования газовой отрасли, и только после этого вопрос о статусе ГТС будет вновь поставлен в повестку дня Верховной Рады.

Власти надеются, что создание газотранспортного консорциума также позволит достичь компромисса в переговорах с “Газпромом” о снижении цены на газ. Однако в монополии видят ситуацию иначе и настаивают на приобретении украинской ГТС или получении контроля над ней каким-то иным способом. В противном случае угрожают оставить Украину без доходов от транзита российского газа в ЕС.

Премьер Николай Азаров сомневается в реальности планов “Газпрома”, которые игнорируют украинские интересы. В Евросоюзе также недавно заявили, что “украинская ГТС является основным путем поступления российского газа в Евросоюз”. Но посоветовали при этом Киеву “немедленно разработать стратегию на долгосрочную перспективу, чтобы оставаться надежным и конкурентоспособным игроком газотранспортного рынка”.

Несмотря на противоречия, президент Виктор Янукович надеется достичь компромисса в газовых переговорах с Кремлем. По его словам, справедливая для Украины цена на российский газ — $240-250 за 1 тыс. куб. м (сейчас “Нефтегаз” осуществляет закупки по цене около $416 за 1 тыс. куб. м).

Эксперты прогнозируют, что Москва и Киев согласуют новые условия газового сотрудничества в марте, после инаугурации нового президента России, которым, по многочисленным прогнозам, станет нынешний председатель правительства РФ Владимир Путин.

Пока же в Украине продолжают анонсировать стремление снизить потребление импортного газа и развивать энергоэффективные технологии. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Клюев считает, что “внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий и развитие собственной добычи энергетических ресурсов позволит Украине сократить как минимум на 50% импорт дорогого природного газа из РФ”.

Светлана ДОЛИНЧУК