Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Ot_obshchego_k_chastnomu.html?print

От общего к частному

Ведомости, №145, 6 августа 2009. Опубликовано 14:18 06 августа 2009 года
Служба по тарифам придумала, как сделать железнодорожные тарифы более прозрачными.

Для этого количество составляющих в тарифе увеличится с двух до шести.

Вчера премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о государственном регулировании железнодорожных тарифов, подготовленное Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Об этом сказал сам премьер на встрече с главой службы Сергеем Новиковым. Этот документ утверждает основные принципы и механизмы того, как станут регулироваться тарифы, но они сами будут разработаны позже, когда будет оформлена вся нормативная база, объяснил  заместитель руководителя ФСТ Виталий Евдокименко.

Постановление предполагает несколько новшеств. Главное — разделение тарифа на шесть составляющих вместо нынешних двух (инфраструктурной и вагонной, в пропорции 85:15), добавятся локомотивная, перевозочная, терминальная и багажная, что позволит сделать формирование тарифов более прозрачным, рассказал представитель ФСТ. Как распределится доля этих составляющих в тарифе, еще не подсчитано, но из инфраструктурной примерно 30-35% приходится на локомотивную, отметил сотрудник службы.

По-новому будут формироваться и локальные тарифы. Сейчас тариф устанавливается исходя из экономически обоснованных затрат по всей железнодорожной сети, а затем вводятся поправочные коэффициенты в зависимости от направления и вида услуги. Разработанная ФСТ концепция предполагает, что конечная стоимость перевозки будет рассчитываться по каждой из шести составляющих тарифа отдельно и в зависимости от себестоимости по каждому виду перевозки и направлению. “Например, инфраструктурная составляющая будет рассчитываться исходя из затрат по отдельно взятому направлению, на нее не будут влиять себестоимость оказания услуг по другим направлениям”, — объясняет представитель ФСТ.

Также при расчете тарифов предлагается ввести двухлетний льготный период для возврата инвестиций. Это значит, что если грузоперевозчик сократит издержки, инвестировав в это определенную сумму, то в течение двух лет ему не будет пропорционально снижаться тариф, как сейчас, объяснил представитель ФСТ.

“Если компаниям на каких-то участках необходимо увеличение транспортных мощностей, им гораздо выгоднее платить инвестиционную составляющую в тарифе, чем самим вкладываться в инфраструктуру и подвижной состав”, — говорит на это представитель “ Лукойла ” Геннадий Красовский.

Новые методы госрегулирования “означают, что по сегментам возможно развитие конкуренции”, сказал Новиков на встрече с Путиным. Новые тарифы на пассажирские перевозки могут появиться к концу года, сообщил представитель ФСТ. Когда будут разработаны тарифы на грузовые перевозки, он уточнить не смог.

Представителей РЖД и Первой грузовой компании новая схема устраивает: она действительно позволяет сделать тарифы более прозрачными. “Пока это лишь концепция, нужно смотреть на детали. Но конкретных тарифов можно ждать еще очень долго”, — считает источник в одной из частных транспортных компаний.

“Введение такой методики должно прекратить постоянные споры между РЖД и регулятором по поводу тарифа и субсидий, которые просит РЖД”, — отмечает гендиректор Института естественных монополий Юрий Саакян. “Но конкретных тарифов можно ждать еще очень долго”, — заметил сотрудник одной из частных транспортных компаний.

Алексей НЕПОМНЯЩИЙ