Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Osobiy_istoricheskiy_put_rossiyan.html?print

Особый исторический путь россиян

Новое время, 5 мая 2015. Опубликовано 13:05 06 мая 2015 года
Смесь высокомерия и униженности, вера в собственную исключительность — характерная черта современного российского общества.

Большинство россиян верят в особый исторический путь России, совершенно не понимая, в чем он заключается. И это весьма характерная черта современного российского общества. То, что в результате проведенного нами опроса большинство респондентов высказалось за малопонятный им “особый исторический путь” — последствие стремления россиян к изоляции, вызванного пропагандой. Сейчас оно временами слабеет, а временами — усиливается.

Все понимание “особого пути” ограничивается возведением барьера между собой и Западом. Я полагаю, что на самом деле это попытка ослабить комплекс коллективной национальной неполноценности, связанный с неприятным и всячески подавляемым осознанием того, что Россия не готова стать современным, развитым и правовым обществом и государством, как страны Запада. Защитным барьером в таком случае становится тезис “У нас свой, особый путь”. Что это за путь — никто не знает, но главное, что он особый.

Отчасти это характерно для всех обществ, принадлежащих к культуре догоняющей модернизации, но в Советском Союзе это усиливалось еще и коммунистической идеологией, а также идеей, что Коммунистическая партия создает невиданное в истории новое общество, нового человека, что коммунизм — это нечто исключительное. КПСС рассматривала себя как партию миссионерского типа, а через какое-то время это пропагандистское клише было принято обществом как основной лозунг. Это клише закрепилось в общественном сознании и сегодня проявляется в ощущении собственной исключительности, особости, непохожести на других.

На деле же это не более, чем защитная реакция. Сопоставление ситуации в России и на Западе и, как следствие, ощущение собственной несостоятельности существует в сознании россиян, и оно сидит довольно глубоко. Этот комплекс национальной неполноценности проявляется в анекдотах, в стебе и мазохистском переживании своей отсталости, лености и других отрицательных национальных черт, а также всего, что связано с понятием “совка”.

Это обратная сторона имперского превосходства и веры в собственную исключительность: смесь высокомерия и униженности.

Лев ГУДКОВ, российский социолог, директор Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центра)