Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Okean_ogidanie_shtorma.html?print

“Океан”: ожидание шторма

Эксперт, №, 28-29, 23 июля 2012. Опубликовано 11:34 23 июля 2012 года
Хозяйственный суд Николаевской области 10 июля возбудил дело о банкротстве ПАО “Николаевский судостроительный завод “Океан”” по иску ОАО “Малярно-изоляционное предприятие “Радуга””

Минувший гoд “Oкeaн” зaкoнчил c yбыткoм 110,4 млн гpивен, coкpaтив чиcтый дoxoд нa 50%, дo 71,349 млн гpивен, пo cpaвнeнию c 2010 гoдoм. Убытки зaвoдa удвоились кaк paз в тот пepиoд, кoгдa его дeлили владелец “Смарт-холдинга” Вадим Hoвинcкий и собственник компании Ferrexpo Константин Жeвaгo.

В конце прошлого года Xoзяйcтвeнный cyд Hикoлaeвcкoй oблacти уже начинал процедуру банкротства этого завода. По решению суда управление предприятием перешло к арбитражному управляющему Татьяне Гуцал, которую связывают с Жеваго. Но в мapтe тeкyщeгo гoдa Высший хозяйственный суд Украины отменил постановление о банкротстве. Это произошло буквально через несколько месяцев после смены руководства завода — на предприятие пришел менеджмент Новинского. В кресло президента сел Василий Федин, до этого занимавший должность генерального директора Херсонского судостроительного завода, входящего в “Смарт-холдинг”. В июне на этом посту его сменил Владимир Михайлюк, тоже близкий к структурам Новинского.

В “Смарте” никогда не скрывали своих интересов к данному объекту — в феврале 2012 года Новинский сообщил о своем намерении купить 50% акций завода “Океан”. По информации председателя наблюдательного совета ПАО “Океан” Сергея Копылова, на конец 2011 года основным собственником предприятия являлась компания Olympus Investments (2001) B.V. Ее конечные бенефициары проживают в России, но их имена держатся в секрете. “Мы помогаем в операционном управлении предприятием и надеемся, что и в дальнейшем будем эффективно взаимодействовать с акционерами “Океана””, — так в одном из своих интервью охарактеризовал форму сотрудничества с заводом Александр Юрков, руководитель Smart Maritime Group — недавно созданного бизнес-направления по судостроительным активам в структуре “Смарт-холдинга”.

Интересно, что нынешнее дело о банкротстве не вызывает у руководства “Океана” каких-либо серьезных переживаний. На заводе утверждают, что это юридическая проблема, которую предприятие намерено в ближайшее время уладить. “Ситуация не является критической и не повлияет на нашу деятельность. Предприятие продолжает реализовывать программу долгосрочного развития, работает в нормальном режиме”, — заверяет Михайлюк.

Выходит, что процедура банкротства может дать хороший козырь Новинскому в дальнейшей борьбе за этот объект. Этой весной стало известно, что голландская Okean B.V. как бывший владелец николаевского предприятия, а также Logistic Solutions Ltd как его основной кредитор подали в суд Нидерландов совместный иск. Они выдвигают претензии нескольким компаниям, которые, по мнению истцов, незаконно приобрели 98,74% акций украинского судостроительного завода. И хотя названия инвесторов, интересы которых представляют компании-истцы, не разглашаются, на рынке не сомневаются, что они связаны с Константином Жеваго. Слушание назначено на 22 сентября. А дело о банкротстве позволит нынешним управленцам завода как минимум приостановить рассмотрение другого иска.

Светлана КОНДРАШОВА