Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Obidel_vaucherom.html?print

Обидел ваучером

Ведомости, № 6, 18 января 2011. Опубликовано 13:14 18 января 2011 года
За три предновогодних дня — с 26 по 28 декабря — “Аэрофлот” из-за отсутствия антиобледенительной жидкости более чем на 8 часов задержал отправление почти 200 рейсов.

Многие пассажиры провели в “Шереметьево” в ожидании отправки более суток. Компания решила извиниться перед ними и предоставить ваучер, эквивалентный тарифу из Москвы в пункт назначения. Их выдача началась 13 января. Ко вчерашнему дню было выдано более 600 ваучеров, сообщила компания. За ними выстроилась целая очередь, рассказал сотрудник “Аэрофлота”: в центральном офисе на Арбате людей раз в пять больше, чем обычно. Всего перевозчик рассчитывает раздать 24 000 ваучеров на общую сумму около $10 млн.

Как выяснилось, ваучер покрывает лишь стоимость услуг самой авиакомпании, а таксы и сборы — нет. “Наши билеты Москва — Берлин (туда-обратно) стоили 11 000 руб.; в одну сторону — 5500 руб., но “Аэрофлот” компенсирует сумму тарифа за вычетом такс и сборов. У меня получилось около 2500 руб.”, — пишет в блоге Роман Челюскин (ник roman-moscow).

Если полагается ваучер за билет “туда-обратно”, то его “цена” рассчитывается не простым делением всей стоимости на 2, говорит сотрудник авиакомпании: берется именно тариф в одну сторону, а он бывает нескольких категорий — от совсем дешевого до дорогого; затем действительно вычитаются таксы и сборы (так, размер аэропортового сбора в Европе — 80-100 евро на человека).

А поскольку ваучер — подарок авиакомпании, то пассажиру после реализации бумаги придется самому заплатить 13%-ный подоходный налог. Юристы голову сломали, думая, как бы избавиться от этого, но не смогли, вздыхает сотрудник “Аэрофлота”. Если же пассажир не желает принять ваучер, то может направить заявление о требовании денежной компенсации понесенных издержек с приложением чеков за питание и гостиницу. Кроме того, за час задержки авиакомпания по закону обязана заплатить 25 руб.

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов ждал вылета “Аэрофлота” из “Шереметьево” в Дюссельдорф 34 часа. Но ваучер он брать не намерен. “Я буду судиться, — категоричен Гатов. — У меня не стоит задача разорить “Аэрофлот” или получить серьезную материальную компенсацию, мне важен сам факт суда, чтобы дело стало публичным”. Главная претензия Гатова в том, что менеджеры авиакомпании не имели четкого плана действий в экстремальной ситуации, а также информационный вакуум, в котором находились люди несколько дней.

Не ради денег

“Трансаэро” тоже готова платить компенсации, хоть и “по вине авиакомпании ни одной задержки в период транспортного сбоя в “Домодедово” допущено не было”, говорится на сайте авиакомпании. Получить удвоенную компенсацию — 50 руб. вместо 25 руб. — могут пассажиры задержанных рейсов с 6.30 МСК 26 декабря до 23.59 МСК 28 декабря. Татьяна Лемешева застряла в “Домодедово” на 56 часов — с 12.40 26 декабря до 20.30 28 декабря. То есть ей полагается 2800 руб. Но она, как и пятеро ее друзей, обращаться за деньгами не будет. Это не та сумма, ради которой стоит тратить время, говорит Лемешева. К тому же “Трансаэро” обеспечила пассажирам гостиницу и питание.

Анастасия ДАГАЕВА