Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/OBHSS_voskres.html?print

ОБХСС воскрес

Экономические известия, № 86, 26 мая 2011. Опубликовано 11:23 26 мая 2011 года
В галерее “Боттега” проходит выставка работ Ивана Семесюка “Традиции. Ребрендинг”. На днях она переместится в Музей современного искусства.

Иван Семесюк известен как один из исследователей “жлобизма” как национального феномена и яркий мастер вышивки. На десяти картинах маслом и трех левкасах развивается тема трансформации рушника в условиях глобализации и засилья международных брендов.

Мультикультурная современность, глобализация, по мнению художника, окончательно покорили последний бастион традиционного сельского уклада — Украину. Причем мы — свидетели кульминации этого процесса. Канули в Лету целые культурные пласты, по которым можно, так или иначе, идентифицировать украинца.

“Мне хотелось привлечь внимание к тому, как ныне бренды заняли место кумиров,— говорит Иван Семесюк.— Эти новые божества, а вместе с ними и визуальные образы и знаки, не имеют не то что национальных, но даже территориальных отличий. Но они уверенно, даже нагло входят в часть обрядов. Самый яркий пример — сельская свадьба. Молодые становятся на рушник, а у жениха — “Адидас” на ногах, Нокиа — в руках. На стол в обязательном порядке водружается “Кока-Кола”… Есть ли шанс выжить у традиций, которые по сути и делают нас украинцами? Не знаю, те же рушники на Андреевском зачастую уже китайского производства”.

Традиционный мотив рушников — древо жизни с птицами и цветами — у Ивана Семесюка дополняется, причем органично, как часть орнамента, культовыми лейблами. Значок БМВ смотрится просто как милый цветик, “Лексуса” — как крылышко.

“Ух ты, ОБХСС воскрес!” — радуется девушка, глядя на левую часть левкасового триптиха. “А что такое ОБХСС?” — спрашивает у нее подруга.

Левкас — живопись по дереву, технология, применяющаяся для создания икон. И этот триптих — политический. Три варианта все того же рушника. Левая идея показана звездочками и лозунгом “ОБХСС воскрес!”, правая — свастикой и знаком СС, по центру — все те же узнаваемые три полосочки и слоган “Адидас полюбас воскресас!”.

“Я — за либерализм. С брендами бороться, мне кажется, проще, чем с коми и наци. Кроссовки с ног выбросить легче, чем избавиться от зомбирующих идей”,— улыбается Иван Семесюк.

Оксана ГРИШИНА