Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Novaport_peresel_iz_Odessi_v_Kaliningrad.html?print

“Новапорт” пересел из Одессы в Калининград

Коммерсант-Украина, №174, 13 октября 2009. Опубликовано 08:15 13 октября 2009 года
Российский “Новапорт” вчера объявил об отказе от участия в реконструкции аэропорта Одессы, конкурс на право которой выиграл в начале этого года.

Одна из причин — появление у “Новапорта” нового крупного проекта в России: компания купила за 7 млн. долларов 25% акций управляющей компании аэропорта Калининграда, судьба которого оказалась под вопросом после остановки авиакомпании “КД авиа”.

Вчера российская компания “Новапорт” (входит в состав холдинга AEON Романа Троценко) объявила о том, что “не имеет отношения” к проекту реконструкции аэропорта Одессы, конкурс на право которой “Новапорт” (его интересы представляло ООО “Гепард+”) выиграл в феврале 2009 года. По условиям конкурса, “Новапорт” должен был вложить в аэропорт 250 млн. долларов. Источник в компании пояснил отказ от украинского проекта проблемами с местными чиновниками. В одесской администрации вчера от комментариев отказались.

Собеседник в “Новапорте” поясняет, что решение окончательно отказаться от Одессы именно сейчас вызвано тем, что у компании появился новый проект в России: “Новапорт” стал владельцем 25% акций ЗАО “Международный аэропорт 'Калининград'” (МАК), управляющего аэропортом “Храброво”. По словам собеседника, пакет был куплен у Банка проектного финансирования (БПФ) — одного из кредиторов местной авиакомпании “КД авиа”, которая и владела, и управляла “Храброво”, но в сентябре остановила полеты и подала заявление на собственное банкротство. В ближайшее время “Новапорт” планирует довести свой пакет в компании до контрольного. По словам собеседника, 25% акций МАК в рамках сделки были оценены в 7 млн. долларов, хотя сама сделка была безденежной: за пакет одна из структур AEON зачла долг БПФ. В БПФ вчера эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.

Управление аэропортом Калининграда было передано МАК 15 июля — за полтора месяца до остановки “КД авиа”. Тогда исполнительный директор авиакомпании Леонид Ицков пояснял, что таким образом было выполнено требование о разделении аэропорта и авиакомпании, которое было условием предоставления “КД авиа” госпомощи. По данным ЕГРЮЛ, 100% акций МАК через ООО “Калининградавиа-инвест” принадлежит основателю “КД авиа” Сергею Грищенко. Но Леонид Ицков летом говорил, что МАК уже принадлежит не ему, а двум неназванным юридическим лицам. По словам источника в “Новапорте”, это кредиторы “КД авиа”. С господами Ицковым и Грищенко связаться не удалось.

По словам источника в “Новапорте”, основная ценность МАК в том, что ему были переданы все аэропортовые лицензии “КД авиа”, и оно является единственным эксплуатантом аэропорта. Кроме того, на баланс МАК была передана техника и оборудование, а также часть недвижимости (основная часть заложена в банках-кредиторах “КД авиа”). Собеседник говорит, что новый владелец не будет стремиться сделать из аэропорта транзитный хаб, как менеджмент “КД авиа”. “Нам не нужно там 2 млн пассажиров в год, это типичный аэропорт-полумиллионник, а такой поток можно генерировать и без базовой авиакомпании”,— говорит источник в “Новапорте”. После остановки “КД авиа” свой филиал в Калининграде открыл “Аэрофлот”, о таких же планах заявлял владелец авиакомпании Red Wings Александр Лебедев.

Глава аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев считает МАК удачной покупкой: учитывая отсутствие сухопутных границ с остальной территорией РФ, воздушный транспорт для жителей региона удобнее всех других. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает задачу обеспечить “Храброво” поток в 500 тыс. пассажиров реальной. Олег Пантелеев добавляет, что для обслуживания такого количества пассажиров в “Храброво” не нужно инвестировать средства, поскольку имеющихся мощностей вполне хватит и на большие объемы. Но транзитный потенциал Калининграда останется невостребованным, добавляет Олег Пантелеев, поскольку без базового перевозчика наподобие “КД авиа” про международный хаб в “Храброво” можно забыть.

Пётр МИРОНЕНКО, Алексей ЕКИМОВСКИЙ