Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Nokia_ishchet_svoyu_luchshuyu_polovinu.html?print

Nokia ищет свою лучшую половину

Коммерсант-Украина, №213, 7 декабря 2009. Опубликовано 09:37 07 декабря 2009 года
Финская Nokia решила вдвое сократить число новых моделей смартфонов.

Вендор берет пример с успешных конкурентов — iPhone и Blackberry, имеющих всего несколько, но очень ярких моделей, говорят эксперты. По их мнению, в Украине позиции Nokia, занимающей 3/4 сегмента смартфонов, могут пошатнуть и Android-смартфоны, которые появятся в следующем году.

В 2010 году количество новых моделей смартфонов Nokia сократится минимум в два раза, сообщил в конце прошлой недели руководитель подразделения смартфонов вендора Джо Харлоу. Только за этот год Nokia выпустила 20 новых моделей. “В 2010 году у нас будет более сфокусированный портфель, мы избавимся от ненужной дифференциации”,— подчеркнул глава департамента Research & Design смартфонов Nokia Антти Васара. По каким критериям будут отбираться модели, в компании не раскрывают.

Западные аналитики связывают решения Nokia с усилением позиций конкурентов, имеющих узкий, но яркий модельный ряд — Apple (TM iPhone) и Research In Motion (TM Blackberry). Об обострении конкуренция в сегменте смартфонов, где Nokia лидирует, говорят и в самой компании — по итогам III квартала ее доля снизилась до 39,3% против 42,3% годом ранее. “Но мы уверены, что владеем инструментами не только для защиты своей доли, но и завоевания большей”,— считает Джо Харлоу. CEO Nokia Оле-Пекка Калласвуо, оглашая планы на 2010 год, одним из ключевых направлений развития назвал сегмент недорогих смартфонов. Он пояснил, что, по его прогнозам, мировые продажи телефонов в следующем году вырастут всего на 10%, а для смартфонов этот показатель будет ощутимо выше.

Эксперты расходятся в оценках стратегии Nokia. “Именно богатый модельный ряд был одним из ключевых ее преимуществ”,— считает аналитик ИК Bernstein Пьер Феррагу. В портфолио вендора слишком много схожих по виду и возможностям моделей, отмечает Пабло Перес-Фернандес из MKM Partners: “У клиентов разбегаются глаза. Сокращение модельного ряда при улучшении его качества — сильный ход”.

В Украине Nokia регулярно обновляла модельный ряд для наращивания рыночной доли в сегменте смартфонов. “В нашей стране люди падки на новинки, выпуск новых моделей приводил к скачкам продаж. Но сейчас бум смартфонов сходит на нет, и такая стратегия теряет смысл”,— говорит маркетинг-директор одной из крупнейших сетей по продаже мобильных телефонов.

Позиции вендора в нашей стране даже сильнее, чем в мире — 76% всех смартфонов, проданных за 9 месяцев текущего года — Nokia, отмечают в Unitrade Group (управляет сетями Unitrade, City.com). Традиционные конкуренты компании в этом сегменте — Sony Ericsson и Motorola — ослабили свои позиции, объясняет главный редактор отраслевого журнала Mobility Роман Хархалис, а продукция Apple и BlackBerry на массовом рынке не представлена. “Но в I квартале следующего года с началом продаж смартфонов на платформе Android (Samsung Spica, Motorola Droid и другие) в Украине ожидается новая война популярности смартфонов, и доля Nokia может ощутимо уменьшиться”,— считает он.

Роман СУДОЛЬСКИЙ