Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Nemetskie_verfi_vmesto_rossiyskih_samoletov.html?print

Немецкие верфи вместо российских самолетов

Росбалт, 8 декабря 2009. Опубликовано 15:14 09 декабря 2009 года
Главное следственное управление при ГУВД Москвы предъявило обвинение в мошенничестве бывшему замдиректора “Финансовой лизинговой компании” (ФЛК) Андрею Бурлакову и экс-зампреду правления Мира-банка Анне Эткиной.

Их подозревают в афере почти с 3 млрд рублей. Эти средства предназначались для поддержки отечественного самолетостроения, однако оказались выведены за рубеж. Часть денег была использована для покупки судостроительных верфей в Германии, которые новые владельцы почти сразу довели до состояния банкротства. Немецкие власти вынуждены были поднимать данную проблему на переговорах с президентом РФ.

Как сообщил “Росбалту” источник в правоохранительных органах, осенью 2009 года Тверской суд Москвы вынес постановление о заочном аресте Андрея Бурлакова, он был объявлен в розыск. Бизнесмена удалось задержать только на прошлой неделе (вместе с его деловым партнером Анной Эткиной). В понедельник им были предъявлены обвинения по ч. 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере, совершенное с использованием служебного положения). По данным собеседника агентства, Бурлакова и Эткину подозревают в мошенничестве почти с 3 млрд. рублей, которые были получены ФЛК из российского бюджета, а также — от иностранных инвесторов.

“Финансовая лизинговая компания” была создана еще в 1997 году, спустя четыре года выиграла тендер правительства РФ на получение господдержки лизинговых программ в области гражданской авиации. В сентябре 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление о приобретении в собственность Российской Федерации 58% акций ФЛК, позже она вошла в состав государственной “Объединенной авиастроительной корпорации” (ОАК).

Компания исправно получала госсредства на различные проекты, связанные с авиацией. В 2007 году ФЛК выпустила облигации на $250 млн, которые купили крупнейшие западные банки — ING, Credit Suisse, Deutshe Bank, UBS. Однако год назад компания объявила технический дефолт, поскольку не смогла расплатиться по купонам выпусков облигаций, и оказалась на гране банкротства.

Всей этой ситуацией заинтересовались правоохранительные органы, которые и возбудили дело по факту мошенничества. По данным оперативников, в том же 2007 году руководство ФЛК неожиданно приняло решение на льготных основаниях выдать займы на 2,7 млрд рублей двум фирмам — “ИК ЮГ” и “Инвестиционная лизинговая компания”.

В оформлении сделки принимали участие бывшие топ-менеджеры Мира-банка (у него ЦБ отозвал лицензию в прошлом году), а деньги, как считают оперативники, ушли на счета люксембургской FLC West Holding. Эта фирма была в свое время создана как “дочка” российской ФЛК, а ее гендиректором являлся Андрей Бурлаков. В самой ФЛК он в момент заключения сделки занимал должность замдиректора.

На средства, предназначенные для российского самолетостроения, FLC West Holding купила у норвежской фирмы Aker Yards судостроительные верфи в Германии и Украине. На базе этих активов, приобретенных почти за 300 млн евро, была создана компания Wadan Yards, где Андрей Бурлаков занял пост председателем совета директоров, а бывший зампред правления Мира-Банка Анка Эткина стала вице-президентом по финансам.

Известно, что власти Германии крайне трепетно относятся к покупке иностранцами местных предприятий, боясь массовых увольнений. Однако в этом случае покупатели смогли убедить немецких чиновников, что российские газовые, металлургические и нефтяные гиганты завалят верфи заказами на постройку танкеров, платформ, арктических судов и т.д. На деле вышло, что с момента прихода зарубежных бизнесменов на верфи поступил всего один заказ из России, после чего они оказались на гране банкротства.

Ситуация усугубил и мировой финансовый кризис. Немецкие власти вынуждены были выделить Wadan Yards кредит в 60 млн евро, еще на 150 млн евро фирме с российскими владельцами кредиты предоставили немецкие банки. Но и это не спасло ситуацию: летом 2009 года рабочие верфей провели в городе Висмар митинг, поскольку могли в любой момент лишиться работы. Ситуация приобрела характер международного скандала. По сообщениям немецких СМИ, в июле этого года канцлер ФРГ Ангела Меркель во время встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым поднимала тему дальнейшей судьбы верфей.

Андрей Бурлаков покинул ФЛС еще в ноябре прошлого года. До недавнего времени во всех интервью он отрицал какую-либо криминальную составляющую в выдаче займа на 2, 7 млрд рублей. Но эти деньги так и не были возвращены в ФЛС, более того, по ним даже не выплачивались проценты. В результате Бурлакова и Эткина были арестованы.

В ФЛС не стали комментировать данную ситуацию, сославшись на отсутствие руководства в Москве.

Александр ШВАРЕВ