Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Naskolko_realnoy_bila_ugroza_dlya_Sapsana.html?print

Насколько реальной была угроза для “Сапсана”

Slon.ru, 15 августа 2011. Опубликовано 07:07 16 августа 2011 года
Почему скоростные железные дороги лучше прочей инфраструктуры защищены от рисков терроризма?

В июле ФСБ отчиталась перед Дмитрием Медведевым о предотвращении крупного теракта в Московском регионе. Теперь “Коммерсантъ” выяснил подробности: четверо участников интернациональной группировки готовили подрыв пассажирского поезда “Сапсан”, курсирующего по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Террористы нашли укромное место (насколько оно может быть укромным примерно в 20 км от столицы), приготовили взрывное устройство мощностью в 10 кг тротила — оставалось только выбрать время и заложить саму бомбу. Их удалось задержать до осуществления замысла благодаря некоему информатору. Удивляет другое: это единственная попытка за полтора с лишним года, пока между двумя столицами курсирует “Сапсан”, и та предпринята малоопытным боевиком (попал в лагерь и “выпустился” из него только в 2010 году, тогда как крушение “Невского экспресса” готовила целая банда из 10 человек). Казалось бы, ведь здесь речь идет не об обычном теракте, а об ударе 1) по одному из символов модернизации; 2) по людям, которые принимают решения.

Лирическое отступление. Одним из лидеров по скоростным железнодорожным магистралям в мире является Испания: 1963 км по состоянию на начало года. Причем средняя скорость поездов по таким путям доходит до 300 км/час, а не “сапсановские” 200. Как и в России, ведется видеонаблюдение состояния полотна (любое препятствие почти мгновенно замечается), а сами пути огорожены металлической сеткой, в первую очередь, от животных — человека с кусачками они вряд ли задержат. И, наконец, есть собственный проблемный регион — Страна басков. Но за все время существования скоростного движения ни баски, ни исламские экстремисты (делом их рук была серия взрывов в Мадриде в 2004 году, когда погибло почти 200 человек) не взрывали сами пути.

Теперь вспомним крушение “Невского экспресса”. Взрыв 7 кг тротила произошел под электровозом и вырвал кусок рельса длиной в 50 см. Но состав, вследствие высокой скорости (190 км/час), миновал место разрыва, оставаясь на рельсах. Не повезло последнему вагону, где ехало большинство из 27 погибших людей. Только через 250 метров от места взрыва его оторвало от состава, подняло над рельсами и ударило о бетонные опоры линий электропередач. Именно этот удар, а не взрыв, привел к жертвам среди пассажиров. Эффект, хорошо знакомый мотоциклистам, обычно носящимся по подмосковным шоссе на скорости в 150—200 км/час: через мелкие ямы они просто перелетают.

Отсюда циничный вывод: с учетом всех мер предосторожности, террористам гораздо эффективнее набить те же 10 кг тротила в сумки/пояса смертников с кусками железа и болтов и зайти с ними в метро/аэропорт. А нынешняя попытка взорвать “Сапсан” больше похожа на выходку юнцов, недавно забросавших поезд камнями и бутылками, чем на итог работы крупной террористической организации.

Андрей ШКОЛИН