Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Nalog_privyazan_k_vihlopnoy_trube.html?print

Налог привязан к выхлопной трубе

Газета.ru, 23 сентября 2009. Опубликовано 12:55 24 сентября 2009 года
WWF предлагает освободить машины, соответствующие эко-стандартам евро-4 и евро-5, от уплаты транспортного налога, при этом увеличив ставки для машин, чей выхлоп ниже стандартов евро-2.

Однако пока в правительство передан проект закона, увеличивающий базовый тариф транспортного налога вдвое.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) предлагает российским властям отказаться от системы расчета транспортного налога, которая поощряет неэкологичный автопром. “Россия — одна из немногих стран, где до сих пор существует совершенно нелогичная система транспортного налогообложения: по сути, она наказывает владельцев более экологичных моделей и поощряет тех, кто выбирает старые неэффективные машины, которые наносят серьезный вред окружающей среде”, — рассказал “Газете.Ru” директор природоохранительной политики фонда Евгений Шварц. Дело в том, что сейчас в России действует тарифная сетка налогов, которая рассчитывается исходя из мощности автомобиля. Специалисты предлагают опираться на экологичность машины и объем ее двигателя.

По логике авторов проекта, основная привязка в начислении тарифов должна быть к экологическим стандартам.

И, если машина соответствует евро-4 или евро-5, ее владельца нужно освободить от транспортного налога совсем. Тогда как, если автомобиль не проходит по стандартам выше евро-2, налоговая ставка должна быть увеличена. Но и этого, по их мнению, недостаточно. Налог на машины ниже евро-4 будет исчисляться, исходя из объема двигателя. Чем меньше мотор — тем меньше налог. “Простой пример: Chevrolet Niva оснащается бензиновым двигателем 1,7 литра мощностью 80 л. с. В тоже время Honda Civic c меньшим мотором — в 1,5 литра — выдает 114 лошадей, — замечает эколог. — Если исходить из того, что больший объем двигателя дает больший расход топлива, налог на Honda должен быть меньше”.

В России сейчас действует экологический стандарт евро-3. Еще в прошлом году в России говорилось о переходе на евро-4 начиная с 2010 года. Однако чиновники поняли, что поторопились, и решили подождать до начала 2012 года. “Переход на выпуск более экологичных двигателей не представляет сложности с точки зрения технологий, но увеличивает себестоимость моделей в среднем на 10% — на 15—20 тыс. руб.”, — поясняет один из специалистов “АвтоВАЗа”. Система расчетов, основанная на количестве “лошадей” в двигателе, тоже была принята около 10 лет назад — для того чтобы защитить российские модели, “уазики” и старые “волги”. Сохранность такой схемы налогообложения сейчас лоббируют российский “АвтоВАЗ” и ТагАЗ, которые выпускают старые модели с крупными неэффективными моторами.

“В сравнении с Европой и США Россия отстала очень сильно. За рубежом система расчета уже давно привязана к объему выбросов углерода. Именно этот показатель лежит в основе системы евростандартов”, — поясняет Шварц.

Сейчас Европа готовится к переходу на евро-6, США тоже собирается реформировать систему и ужесточить требования к неэкологичным моделям.

“У российского “АвтоВАЗа” слишком много других проблем, с которыми нужно справиться немедленно, чтобы обременять предприятие еще и переходом на новые стандарты”, — добавляет доктор технических наук НИИ автотранспорта Сергей Маркович Мороз.

“Пока же правительство за счет налогов граждан поддерживает неконкурентоспособную промышленность и машины, которые отравляют воздух и губят здоровье все тех же граждан”, — считает Шварц.

“Сейчас, с началом кризиса, власти по всему миру передали достаточно весомые средства для развития экологичного автотранспорта. В Европе — это около 70—80% от всей суммы дотаций, в Китае — около 40%, в США — 30%”, — замечает Евгений Шварц. По мнению эксперта, в среднем иностранные производители сейчас переживают второй из трех этапов по переходу на экологически-чистый автотранспорт. “Схема перехода к экологичным машинам следующая. Сначала переход на дизель. Затем гибриды. Сначала электродвигатель действует как вспомогательный, потом как основной. Последняя ступень — переход на “плаг-ин”, электрокары, которые заряжаются от электрической сети полностью. Европа и США сейчас активно осваивают гибриды, где электромоторы становятся основными. Японцы готовятся к переходу на “плаг-ины”, а Россия только учится делать качественный дизель”, — говорит представитель WWF. При этом другую составляющую экологичности выхлопа — проблему некачественного российского топлива, которая могла помешать переходу на “чистые двигатели”, — эксперт считает надуманной. Последние несколько лет качество топлива стало выше. “Тем не менее пока в выигрыше те, кто не инвестировал в развитие топлива. Так как переход на более качественный автотранспорт идет с сильным опозданием”, — заключил эколог.

Тем временем Минфин России подготовил законопроект о повышении ставки транспортного налога по существующей системе исчисления — вдвое.

Если он будет утвержден, то уже с 2010 года базовая ставка налога на автотранспорт увеличивается в два раза. В среду, 23 сентября, на заседании правительства России проект федерального закона “О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” будет передан на утверждение, передает “Прайм-ТАСС”. При этом в правительстве могут разрешить органам власти субъектов РФ уменьшать установленные ставки не в 5 раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в 5 раз. Кроме того, планируется предоставить право органам власти субъектов РФ устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.

Елена ХОДЯКОВА