Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Na_dne.html?print

На дне

Газета.ru, 10 ноября 2009. Опубликовано 15:54 10 ноября 2009 года
Продажи новых легковых автомобилей в октябре хотя и оказались немного ниже сентябрьских показателей, позволили участникам рынка заговорить о долгожданной стабильности.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первых десяти месяцев в России продано 1,23 млн штук автомобилей, что на 51% меньше, чем годом ранее. По мнению экспертов, такое отставание сохранится и по итогам всего года.

Как подсчитали в АЕБ, в октябре этого года продажи автомобилей на российском рынке достигли отметки 116,7 тыс. штук, что всего на 1% меньше, чем в сентябре, и на 52% меньше, чем в прошлом году. При этом в целом за десять месяцев рынок просел на 51%, до 1,23 млн штук. Таким образом, рынок после, казалось бы, преодоленного в сентябре (помесячный рост продаж составил 6%) летнего затишья вновь продолжил сжиматься.

Но председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас отмечает, что показатели октября, как и сентября, еще раз свидетельствуют о стабилизации рынка. Соглашается с ним и глава российского представительства Ford Найджел Брэкенбери, считающий, что на рынке есть тренд стабилизации.
Правда, речь идет в первую очередь о бюджетных марках. Но и они сумели воспользоваться ситуацией по-разному. Так, из десяти самых продаваемых брендов только шесть сумели в октябре увеличить продажи по сравнению с предыдущим месяцем, а существенным ростом могут похвастаться только трое — Renault, Hyundai и KIA — на 31,7, 14,12 и 10% соответственно. А такие лидеры, как Chevrolet, Ford и Toyota, напротив, в октябре продали на 133, 455 и 420 машин меньше, чем месяцем ранее. А продажи Mitsubishi и вовсе упали на треть (на 1480 машин).
Причем потеряли лидеры в первую очередь на продажах своих самых популярных моделей: так, у Ford Focus падение на 764 машины, а у Toyota Corolla — на 805 штук. Как отмечают эксперты, машин Mitsubishi 2008 года практически не осталось, а машины этого года пока еще не дошли. А на Ford Focus в минимальной комплектации в октябре была повышена цена сразу на 44%, до 497 тыс. руб.

Но дно действительно достигнуто, считает директор по развитию бизнеса проекта Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив. Спустя год после начала кризиса, когда падали продажи у всех, теперь стали видны недочеты отдельных производителей. “Балом правит цена, а ошибки позиционирования обходятся дорого”, — отмечает эксперт. К примеру, Suzuki, ранее проигрывавшая своим японским собратьям, сумела нарастить продажи с 1705 машин в июне этого года до 3276 штук в октябре, что сопоставимо с продажами марок первой десятки.

Помимо цены, производителям теперь куда больше внимания приходится уделять и дилерской сети, особенно в регионах, где много банкротств компаний, невозвратов и пропаж машин. Согласно оценкам Auto-Dealer.Ru, сейчас за неделю среди дилеров меняется 20—30 компаний, тогда как до кризиса такие изменения набегали за год.

По оценке Найджела Брэкенбери, к концу года продажи новых автомобилей в России достигнут 1,47 млн штук и останутся на этом же уровне в 2010 году. В АЕБ рассчитывают, что поддержку рынку в будущем году окажет введение утилизационной премии. Хотя Олег Дацкив отмечает, что те, кто в России ездит на драндулетах, вряд ли смогут купить новый автомобиль.

Даниил ШАБАШОВ