— Меняются ли сейчас ставки по депозитам на рынке кредитных союзов?
— По нашей информации, ставки не меняются. Бесполезно повышать проценты, потому что люди еще неохотно идут в финансовые учреждения. До тех пор, пока они не перестанут бояться и будут хранить деньги под подушкой, увеличение процентной ставки — неконкурентное выбрасывание денег. У нас минимальная ставка составляет 16%, максимальная — 24%, и они держатся больше года. Но сейчас идет волна переливания денег из одних финансовых учреждений в другие. 10-12% объема вкладов некоторых кредитных союзов сохраняются еще с сентября-октября 2008 года.
— Какие вклады наиболее популярны у ваших клиентов?
— Мы не имеем права работать с иностранной валютой, поэтому привлекаем средства только в гривне. Людей, которые приходят к нам впервые, интересуют минимальные сроки, а те, кто обращается к нам на протяжении многих лет, в основном приносят средства на 12 месяцев. Другое дело, что мы не берем на себя ответственность привлекать деньги на срок больше года. С окончанием кризиса конъюнктура рынка может измениться, и процентные ставки уменьшатся.
— Куда вы направляете привлеченные средства?
— Если к нам приходят короткие деньги, то мы выдаем их в виде кредитов на небольшой срок.
— В каких регионах вы активнее всего привлекаете вклады?
— Это коммерческая тайна любого финучреждения. Там, где есть промышленные ресурсы, где люди получают хорошую зарплату, возникает максимальная конкуренция. Примером может служить Мариуполь, где есть производство и нормальные зарплаты, но такая ситуация далеко не во всех городах.
— Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны банков?
— Нет, наших клиентов мы обслуживаем долгие годы. Именно поэтому кредитные союзы, работающие по реальным ставкам, не ощущают конкуренции. Дело в том, что люди привыкают ходить в один и тот же офис и доверять руководству.
— Кто является вашим типичным вкладчиком?
— Нет никакого отличия от банковской клиентуры. 40% наших клиентов — люди пенсионного или предпенсионного возраста. 20-25% — это зрелый, сформировавшийся клиент, у которого уже закончен первоначальный процесс накопления капитала. У него есть машина и квартира, и он начинает думать о своих детях и делать сбережения. Третья категория, 15% клиентов — это успешные люди, которые умеют зарабатывать деньги и вкладывают их в разные виды сбережений, инвестируют крупные суммы. Небольшую долю занимают рантье, живущие на проценты и раскладывающие деньги по разным корзинам. Это самая неустойчивая публика. В начале кризиса они первыми впадают в истерику, стремятся быстрее забрать деньги, переложить и играть на этом.
Елена ГУБАРЬ