Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Krupnee_i_bezopasnee.html?print

Крупнее и безопаснее

Экономические известия, № 191, 4 ноября 2010. Опубликовано 09:16 04 ноября 2010 года
Планируется сделать автомобильных пассажирских перевозчиков.

Власти планируют резкое сокращение количества пассажирских автоперевозчиков. Причина — невозможность контролировать деятельность более 110 тыс. субъектов. Цель — вернуться к уровню 1992 г., когда работало 845 предприятий, на балансе каждого из которых находилось не менее ста больших автобусов.

Об этом заявил директор предприятия “Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт” (ГП “ГосавтотрансНИИпроект”) Анатолий Редзюк. Институт, в частности, является головным предприятием Минтранса по разработке нормативных актов, регулирующих деятельность отечественных автоперевозчиков, а также адаптацию украинских норм к европейским стандартам. В последний год он стал де-факто структурой, регулирующей развитие отрасли.

“Мы обязаны достичь укрупнения операторов рынка”,— сообщил господин Редзюк. По его словам, из работающих перевозчиков более 60% имеет по одному автобусу и лишь 7% — более 10. Их-то Редзюк и назвал “…относительно пригодными к работе на рынке, остальные — это не предприятия”.

Чтобы отсеять мелких участников, институт разработал балльную систему допуска к конкурсам на перевозку. Заместитель председателя Госадминистрации автомобильного транспорта Петр Овчар и председатель Федерации работодателей автомобильного транспорта, первый министр транспорта независимой Украины Орест Климпуш подтвердили, что инициатива совместная — и ее внедрение произойдет уже до конца года.

В частности, на баллы будут влиять: классность автобусов по комфортности и безопасности (от первого по четвертый класс по украинской сертификации), количество автобусов большой вместимости, наличие собственного парка и собственных водителей, наличие обслуживающей базы, диспетчеров и медиков. Без выполнения указанных условий, по словам Петра Овчара, у мелких перевозчиков мало шансов выиграть в конкурсе.

Более того, институт по поручению Минтранса разработал ряд мероприятий, рассчитанных на повышение безопасности пассажирских перевозок. Среди предложений — обязательная установка ограничителей скорости, ремни безопасности пассажиров в автобусах на маршрутах свыше 500 км, установка тахографов. В основном данные требования будут распространяться на б/у автобусы, так как новые уже оснащены таким оборудованием в заводской комплектации. Стоимость ограничителя скорости с установкой — не менее $300, тахографа — не менее $800, комплект ремней безопасности украинские сервисные компании на сегодня не предлагают.

По словам замдиректора УкрНИИ “Автотранспроект” Владимира Агеева, в настоящее время разрабатываются требования по сертификации структур, способных устанавливать ремни безопасности. При этом сертифицировать вновь введенную в строй технику и сами предприятия будут уполномоченные Минтранссвязи структуры, требования к которым будут утверждены уже в ближайшее время. Срок проведения мероприятий по повышению безопасности перевозок — до 2015 г.

Платить за повышенные требования, видимо, в конечном итоге будет потребитель. “Каждый платит за себя. За дорогу должен платить водитель, в зависимости от километража и объема двигателя. За безопасность должен платить пассажир — это ему нужнее безопасность. Больше платить некому”,— заявил Анатолий Редзюк.

В то же время Петр Овчар отметил, что введение балльной системы не должно происходить в закрытом режиме: “Мы обязательно введем прозрачный механизм, понятный для всех и открытый в электронном виде, чтобы каждый претендент мог реально оценить свои возможности и шансы получить в свое распоряжение маршрут”.

По его словам, механизм лицензирования перевозчиков не будет ликвидирован. “Лицензия — это заявка, ее может получить каждый, кто выполняет нормы безопасности. Другое дело — маршруты на конкурсных основаниях. Это отдельные нормативные акты”. Он считает, что безопасность перевозок могут гарантировать только крупные автотранспортные предприятия. Схожая точка зрения высказывалась в министерстве еще в 2005-2007 гг., но тогда инициативу не поддержал Госпотребстандарт. Инициатором повышенных требований к перевозчикам в то время выступала Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков (ВААП).

При этом опрошенные специалисты ушли от подробного ответа на вопрос о стоимости преобразований. Владимир Агеев отметил, что стоимость сертификации в институте по шести показателям безопасности в три-четыре раза ниже мировых. Опрошенные перевозчики предполагают рост цен на сервисные и сертификационные услуги уже в этом году на 15-20% для переоборудования автобусов согласно новым требованиям минимум до $4,5 тыс. Средства они планируют брать, в том числе, путем повышения стоимости проезда.

Евгений ТУР