Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Krediti_poshli_v_internet.html?print

Кредиты пошли в интернет

Экономические известия, №101, 17 июня 2011. Опубликовано 11:34 17 июня 2011 года
Успехи интернет-магазинов, которых они добились в кризисные годы, не остались без внимания банкиров.

Финансовые учреждения по-прежнему ощущают избыток “неработающих” денег. Поэтому теперь их взоры перемещаются в сторону крупных интернет-магазинов, реализующих бытовую технику и электронику.

Следует отметить, что онлайн-торговцам удалось занять заметную долю рынка. Причем не только благодаря экономической нестабильности. Уже в нынешнем году, когда статистические показатели рынка бытовой техники и электроники сложно назвать кризисными, позиции интернет-магазинов только усилились.

Так, по данным Gfk Ukraine, в первом полугодии 2010 г. на долю онлайн-торговли приходилось 9,3%. В первом же квартале нынешнего года ее доля возросла до 10%.

Поэтому после того, как места в супермаркетах электроники для размещения кредитных инспекторов практически не осталось, банки стали осваиваться в сотрудничестве с интернет-магазинами.

Хотя сами банкиры признают, что сектор интересный, но еще не совсем освоенный. “В целом, несмотря на удобство услуги, кредитование продукции интернет-магазинов пока распространено недостаточно”, — говорит Анджей Олейник, директор по маркетингу и развитию продуктов Platinum Bank (сотрудничает с интернет-магазином “Алло”).

Представители финансовых учреждений делают упор на преимущества сотрудничества с банками. “Любой предприниматель понимает, что, получив в партнеры банк, который будет выдавать кредиты под товар в его магазине, он сможет реализовать большее количество продукции, что автоматически увеличит его прибыль и обеспечит обновление товарного ряда в магазинах, — считает Владимир Радин, начальник департамента продаж продуктов потребительского кредитования УкрСиббанк BNP Paribas Group (сотрудничает с интернет-магазином “Розетка”). — Это немаловажный фактор, учитывая сегодняшнюю конкуренцию”.

Сложно судить об удельном весе сделок, совершенных с привлечением кредитных ресурсов, так как на нынешнем этапе банки “откатывают” логистику процесса выдачи и оформления кредитов. С точки зрения потребителя, процедура достаточно затратная по времени и, очевидно, нивелирует прелести “удаленной покупки”. Ведь необходимо зарезервировать товар, получить счет-фактуру от магазина, с ним приехать в отделение банка, а уж только потом получить товар.

Но это не умаляет оптимизма банкиров относительно перспектив развития. “В пилотном режиме мы работаем с одним из интернет-магазинов, — рассказывает Анджей Олейник. — Однако, учитывая то, что кредитование товаров в обычных магазинах стало нормальной практикой, можно ожидать дальнейшей активизации контактов банков и интернет-магазинов”.

Тем не менее для банков это вход в новый сегмент клиентов. Как оказалось, портрет заемщиков розничных сетей и интернет-магазинов разнится. “Если сравнивать аудиторию интернет-магазинов и аудиторию розничных сетей, то покупкам в интернет-магазинах отдают предпочтение люди в возрасте 21-40 лет, приобретая в основном крупногабаритную технику — холодильники, стиральные машины, — говорит Владимир Радин. — В торговых сетях аудитория старше (средний возраст — 44 года), и в основном берут в кредит LCD-телевизоры, ноутбуки и мобильные телефоны”.

Вероятно, выгоды от сотрудничества получат обе стороны, банки — заставляя большие объемы средств работать, интернет-магазины — продавая больше товаров, ведь ранее такая опция не была доступна. Осталось только “приучить” потребителя к мысли о том, что для приобретения товара в кредит нужно потратить несколько часов времени. Хотя если банки смогут проводить выдачу кредита через все свои отделения или же инспекторов в других торговых точках, это, несомненно, будет способствовать популяризации такой услуги.

Даниил НЕСТЕРОВ