Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Korovi_otomstili_posmertno.html?print

Коровы отомстили посмертно

Экономические известия, №27, 23 февраля 2010. Опубликовано 11:46 23 февраля 2010 года
Из украинских торговых сетей исчезает молоко.

Отечественные молокозаводы уже ощутили на себе последствия стремительного сокращения количества буренок в украинских хозяйствах. Теперь пришла очередь ритейла. Торговые сети больше не могут предложить потребителю молоко в ассортименте. Аналитики же прогнозируют неминуемый рост цен.

Украинские аграрии давно бьют тревогу. Поголовье крупного рогатого скота сокращается уже не первый год, а предложенные правительством программы по спасению буренок пока существуют только в теории. За последние 10 лет поголовье коров сократилось более чем в два раза — с 5840,8 до 2856,3 тыс. голов. Соответственно, молока стало меньше: 13362,2 тыс. т в 1999 г. против 11603,6 — в 2009 г.

В прошлом году заводы продолжали медленно, но верно снижать выпуск молока. Так, Винницкий гормолокозавод (“Западная молочная группа”, ТМ “Молочна родина”) сократил производство цельномолочной продукции на 41,8% — до 18,992 тыс. т. А также приостановил производство сухого молока и сливочного масла. “Сокращение производства связано со снижением объемов поставок сырья”,— отметил представитель компании. Шаргородский маслозавод сократил производство молока на 33,1% — до 11,555 тыс. т. Молочная компания “Галичина” (ТМ “Галичина”, “Молочар”) — на 3,2%, до 69,9 тыс. т. “Люстдорф” (“На здоровье”, “Буренка”, “Селянське”) — на 0,77%, до 67,296 тыс. т.

Сокращение выпуска молока не могло не повлиять на ритейл. Торговые сети уже несколько месяцев испытывают дефицит предложения. Как отмечает сотрудник коммерческого департамента сети супермаркетов “ЕКО-маркет” Александр Муркович, проблема с поставками цельного молока в магазинах на востоке и юге Украины существует еще с середины декабря прошлого года. “Поставки в некоторые супермаркеты выполняются на 30%”,— сетует он. Производители же продукции присылают сетевикам письма следующего содержания: “В связи с нехваткой сырья ожидаются перебои с поставками”. “Конечная дата, когда план поставок будет выполняться в полном объеме, не указывается”,— отмечает Александр Муркович.

Перебои с привозом и у “МЕТРО Кеш энд Керри Украина”. Как отмечает начальник отдела корпоративных коммуникаций сети Татьяна Бабенко, нерегулярность поставок молока и молочной продукции у оператора существует с ноября прошлого года. Причиной этому — дефицит сырья, считают в компании. “Это общая проблема для всего рынка. Мы проводим постоянную работу с поставщиками, чтобы обеспечить регулярность поставок молочной продукции”,— говорит Татьяна Бабенко.

Аналогичные проблемы и у “АТБ-маркет”. Так, с третьей декады декабря 2009 г. эксперты компании отмечают наличие систематических перебоев в поставках молочной продукции. Специалисты также говорят о дефиците сырья на рынке, что сказывается на цене товаров на полке.

Сеть супермаркетов “Фуршет” также испытывает сложности с поставками молока в необходимых сети объемах. “Перебои начались с ноября прошлого года”,— отмечает исполнительный директор совета директоров ЗАО “Фуршет” Игорь Гарбарук.

“Сейчас поставщики привозят лишь йогурты и сыры, а молока мы уже два месяца не видели”,— рассказывает представитель одной из фирм-дистрибуторов молочной продукции. Дефицит молока уже спровоцировал рост цен на него. Некоторые производители всего за два месяца повысили уровень цен с 5 до 9 грн. за литр продукта. Однако молоко появится на полках уже весной. “Предположительно, начиная с апреля-мая, когда стабилизируется рынок”,— прогнозирует Игорь Гарбарук.

Анастасия АРАСЛАНОВА