Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Konets_finansovogo_suvereniteta_v_Evrope.html?print

Конец финансового суверенитета в Европе

Дело, №79, 19 мая 2010 . Опубликовано 10:49 19 мая 2010 года
Покойный Милтон Фридман сказал, что общая валюта — то есть валютный союз — не может быть долговременной без надежного экономического и политического союза.

При этом он подразумевал открытую экономику, которая гарантирует свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала в совокупности с дисциплинированными центральными финансовыми органами и сильным центральным банком. Два последних условия являются оплотом сильной валюты. Они работают в тандеме. Но и другие составляющие не менее важны. Еврозона, сражающаяся в настоящее время с финансовым дисбалансом и риском суверенного долга, имеет сильный и автономный центральный банк, но финансово разделена и только частично объединена политически.

Маастрихтский договор, который теоретически обязывает придерживаться финансовой дисциплины посредством введения ограничений уровня правитель-ственных дефицитов и долга, является структурой, созданной для того, чтобы предотвратить возможность бесплатно пользоваться финансовой дисциплиной других. Этот договор, таким образом, был предназначен для того, чтобы предотвратить ситуацию, подобную нынешней ситуации в Греции. Но он не сработал.

Ограничения для стран еврозоны похожи на ограничения для штата в Америке, когда он попадает в финансовые трудности. Более того, в США имеются правила, которые запрещают штатам иметь долгосрочный дефицит и противодействуют его возникновению. Так почему же федеральная система не такая хрупкая? В США существует два ключевых защитных клапана. Первый — способность центрального правительства справляться с дефицитами и действовать решительно. Второй — мобильность рабочей силы. У ЕС нет здоровой централизованной финансовой структуры.

А мобильность рабочей силы ограничена знанием языков и различными нормативными базами.

Лидеры ЕС недавно заявили о своем намерении пересмотреть структуру Маастрихтского договора. И они, наверное, усовершенствуют договор. Но этот подход будет непростым. Несколько лучшим долгосрочным решением является создание централизованного общеевропейского финансового инструмента, который во время периодов роста аккумулирует ресурсы для ответа на потрясения. Можно было бы придумать стабилизационный налог, который становится отрицательным в период спада деловой активности.

Но движение в этом направлении подразумевает некоторую степень финансовой централизации. И это, возможно, потребует того, чтобы ЕС мог иметь государственный долг. Неясно только, имеется ли политическая воля, чтобы осуществить все это.

Когда создавалась еврозона, все понимали, что финансовая дисциплина является основой. Нынешний кризис наглядно это подтвердил. Проблема сейчас заключается в достижении комбинации дисциплины и маневренности, которая защищает коллективные интересы. Это подразумевает полную потерю финансового суверенитета, но готовность противостоять нынешней реальности необходима, чтобы поддержать валютный союз.

Майкл СПЕНС,

нобелевский лауреат, профессор Стэнфордского университета