Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Kompyuteri_ruhnuli.html?print

Компьютеры рухнули

Экономические известия, 30 апреля 2009. Опубликовано 10:46 30 апреля 2009 года
В первом квартале этого года на рынке Центральной и Восточной Европы произошел сильный спад продаж компьютеров.

Украина не стала исключением. Продажи ПК в нашей стране сократились почти вдвое по сравнению четвертым кварталом прошлого года. За год сегмент может сократиться в 2,5 раза. Но все же к осени продавцы ожидают оживления.

“Продажи стационарных ПК снизились более чем в два раза. Значительно уменьшился сектор корпоративных закупок, на рынке практически отсутствует потребительское кредитование”, — отмечает руководитель отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group Николай Коломиец. “Продажи в первом квартале 2009 г. по сравнению с четвертым кварталом 2008 г. в количественном выражении упали на 47%, а в денежном — на 49%”, — сообщил вице-президент компании “Инком” Николай Довженко. Интересно отметить, что есть компании, которые в начале этого года на фоне негативной тенденции фиксируют рост некоторых показателей. “Наша сеть активно развивается, поэтому в общем объеме продажи растут по сравнению с прошлым годом: ПК на 6%, ноутбуков — на 37%”, —подчеркивает директор компьютерной сети “Клик” Ирина Аблицова.

Падение продаж ноутбуков оказалось не столь значительным, как стационарных ПК.

“Объемы снизились на 40% (в количественном выражении) в сравнении с более 50% у ПК. По нашей предварительной оценке, реализация ноутбуков в странев первом квартале текущего года составила 110-115 тыс. устройств. Для сравнения, за аналогичный период 2008 г. конечным потребителям было реализовано 185 тыс. ноутбуков, а последний квартал 2008 г. закончился с результатом в 175 тыс. устройств”, — говорит господин Довженко. Немного поменялись и доли рынка компьютеров — десктопов и лептопов. “Персональные компьютеры снизили свою долю с 23% до 19%, а ноутбуки, наоборот, повысили долю в ассортименте с 23% до 25%”, — говорит госпожа Аблицова. Многие связывают это с тем, что основная часть продаваемых сейчас лептопов — это залежавшийся с прошлого года импорт. Поэтому он идет со скидкой. Дополнительным позитивным фактором для рынка ноутбуков стали активные продажи так называемых нетбуков. Доля их продаж среди мобильных ПК достигает 15%, по данным Unitrade Group. Они стали пользоваться хорошим спросом, ведь их средняя себестоимость колеблется в пределах 300-600 долл.

Говоря о ценовых сегментах, следует отметить, что в начале этого года, по данным “Инкома”, наиболее популярны были дешевые настольные ПК (до 300 долл), в отличие от прошлого года, когда пользовались спросом ПК в дорогом ценовом сегменте (от 500 долл). Средняя цена ноутбука, по данным “Клика” и K-Trade, сейчас составляет 500-700 долл.

Делая прогнозы на этот год, операторы рынка настроены довольно реалистично. Многие ожидают уменьшения рынка примерно на 50% по сравнению с прошлым годом. “Наиболее сложные первый и второй кварталы текущего года, начиная с третьего продажи медленно, но уверенно должны расти”, — считает господин Довженко.

В IDC считают, что оживление на рынке наступит не ранее осени и общий объем рынка ПК к концу 2009 г. вряд ли превысит 1,3 млн. устройств. Впрочем, некоторые участники рынка говорят о меньших цифрах на следующие три квартала. “По предварительным данным, пессимистический прогноз — 500 тыс. ПК, оптимистический — 700 тыс. Фактически это падение рынка ПК в 2 — 2,5 раза в количественном выражении”, — отмечает директор по маркетингу компании K-TRADE Ольга Кравцова.

Станислав ЮРАСОВ