Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Kompaniya_nedeli_AvtoVAZ.html?print

Компания недели: “АвтоВАЗ”

Ведомости, №47, 18 марта 2010. Опубликовано 16:17 18 марта 2010 года
Шанс превратить рудимент советской промышленности в нормально работающее предприятие появился во время кризиса.

 Через 10 лет “АвтоВАЗ”, символизирующий сегодня отсталость всей отечественной промышленности, должен превратиться в предприятие мирового уровня. В 2012 г. с конвейера исчезнет “классика”, модифицированные “АвтоВАЗом” версии Fiat 124 — лучшего автомобиля Европы 1967 г. Чуть позже канут в Лету и “Самары”. Их место займут обновленные Priora и Kalina, а также машины на платформе Renault и даже кроссоверы, говорится в бизнес-плане “АвтоВАЗа”, выдержки из которого опубликовал “Интерфакс”. Уже в следующем году “АвтоВАЗ”, показавший в 2008 г. 25,9 млрд руб. операционного убытка, получит операционную прибыль. Оборот компании в 2020 г. составит $11,3 млрд — вдвое больше, чем в лучшем для нее 2008 году. Это столько же, сколько в том же году заработала Mitsubishi.

Чтобы мечта стала реальностью, компании нужно инвестировать 184,5 млрд руб. Читатели нашего сайта возмутились: как, опять тратить деньги налогоплательщиков на “АвтоВАЗ”, только в прошлом году получивший из бюджета 37 млрд руб.? Никаких госинвестиций, уверяет компания: 127,5 млрд руб. составят собственные средства, остальное — займы банков и деньги Renault-Nissan. По всем займам, взятым на модернизацию производства, “АвтоВАЗ” обещает рассчитаться к 2019 г.

Верить этим планам и правда непросто. В последние 20 лет руководители “АвтоВАЗа” не раз рисовали картины радужного будущего, реальное настоящее было иным. В 2001 г. тогдашний председатель совета директоров компании Владимир Каданников в интервью “Ведомостям” признавал, что “АвтоВАЗ” похож на черную дыру. Из-за начавшегося тогда бума на автомобильном рынке топ-менеджеры и не пытались серьезно сделать что-нибудь с этим: все и так неплохо работало.

Шанс превратить рудимент советской промышленности в нормально работающее предприятие появился во время кризиса. Судя по тому, что “АвтоВАЗ”, несмотря на сопротивление властей и опасения народного бунта, решился сократить персонал на четверть, нынешние менеджеры завода намерены им воспользоваться. Другой вопрос, что без госпомощи “АвтоВАЗу” все равно не обойтись — ведь правительство намерено помогать компании при реализации стратегии развития автопрома до 2020 г. и уже зарезервировало 28 млрд руб. на реструктуризацию долгов автозавода. Боязно, правда, что они, как и прежде, уйдут в черную дыру.

Алексей НЕПОМНЯЩИЙ